Батут работает! Как финансовый кризис 2008 года и Барак Обама вернули США на рынок пилотируемой космонавтики

Три часа назад, в 17:16 (МСК), в 408 км над границей Монголии и Китая состоялась стыковка с МКС космического корабля Dragon 2 (SpaceX). А только что, в 20:23, двое американских астронавтов в прямом эфире ступили (точнее вплыли) на борт международной станции. Накануне с борта капсулы с рабочим названием C206 Даглас Хёрли и Роберт Бенкен объявили её новое имя — Endeavour, в честь одного из челноков Space Shuttle (на котором оба астронавта в разное время совершили свой первый полет в космос).

Оно также совпадает с именем командного модуля космического корабля Аполлон-15, ставшего кульминацией американской лунной программы. В свою очередь тот был назван в честь знаменитого парусника, на котором Джеймс Кук совершил свое первое кругосветное путешествие в 1768-1771.

«Батут работает!», иронично заметил Илон Маск на вчерашней пресс-конференции НАСА после успешного вывода Dragon 2 на орбиту ракетой-носителем Falcon 9. В Роскосмосе американцев поздравили, но не скрывали раздражения: «Истерика, поднявшаяся после удачного запуска корабля Crew Dragon, не очень понятна», написал в Твиттере руководитель пресс-службы Владимир Устиненко.

Впрочем, окончательные итоги миссии будут подведены с возвращением астронавтов на Землю, а пока предлагаем небольшой рассказ об обстоятельствах появления этой программы.

Как уже рассказывал Gadgets News, в последний раз американские космические корабли с людьми на борту летали на МКС в 2011 году. Это были многоразовые челноки Space Shuttle, построенные в количестве шести экземпляров: опытный образец Enterprise, Columbia (потерпел катастрофу в 2003 во время посадки), Challenger (потерпел катастрофу в 1986 во время взлета), Endeavour (заменил Challenger), Discovery и Atlantis (на фото снизу).

В качестве первой ступени выступали два твердотопливных ускорителя, несущих сам орбитальный ракетоплан и его огромный внешний топливный бак. И хотя предполагалось, что каждый из изначально запланированных четырех челноков совершит до 100 полетов (т.е. всего 400), за 30 лет эксплуатации (с 12 апреля 1981 года по 21 июля 2011 года) пять шаттлов выполнили только 135 полетов. В том числе связанных с выводом на НОО и последующим обслуживанием знаменитого телескопа «Хаббл».

С тех пор американские астронавты летали на МКС исключительно на советско-российских космических кораблях «Союз». С 2006 года НАСА приобрела 70 мест на общую сумму $3.9 млрд. В среднем это составляет $55.7 млн (примерно столько же от НАСА будет получать SpaceX), но цены постоянно росли и сейчас Россия берет с НАСА $86 млн за место. Если предположить, что до конца эксплуатации МКС слетает хотя бы 50 американцев, то в текущих ценах упущенная выгода России составляет $4.3 млрд.

Судя по всему, программу Space Shuttle свернули из-за ненадежности многоразовых челноков с формой самолета (космопланов). Вероятно по этой же причине не стали создавать пилотируемую версию Boeing X-37, своего рода мини-версии Space Shuttle. В отличие от последнего, Boeing X-37 летает в беспилотном режиме, но вероятно его 900 кг полезной нагрузки сочли недостаточными (для сравнения, у грузового Dragon — 6 т). Не говоря уже о том, что американцы наверняка не захотели светить перед русскими свою военную разработку.

По некоторым оценкам, программа Space Shuttle (на этапе проектирования в 1969 году называвшаяся «Космическая транспортная система»), обошлась американским налогоплательщикам в поистине астрономическую сумму — $200 млрд.

С 2004 года, при президенте Джордже Буше-младшем, в НАСА начали работу над следующим проектом пилотируемой космонавтики, «Созвездие». Он предусматривал пилотируемые полеты на Луну в 2020 году и создание там постоянной базы, а его бюджет изначально оценивался в $230 млрд. Но в 2008 грянул мировой финансовый кризис, и решением следующего президента, Барака Обамы, программа была свернута — несмотря на уже потраченные $9 млрд. На новую программу администрация президента запросила у Конгресса $19 млрд. О Луне речь уже не шла, но зато часть этой суммы предлагалось потратить на создание американского корабля для доставки пассажиров на МКС. В Конгрессе это предложение приняли в штыки. На протяжении нескольких месяцев могущественные лоббисты аэрокосмических компаний критиковали проект, в котором не нашлось места для полетов дальше низкой околоземной орбиты, и вообще не было каких-то конкретных планов.

В ответ президентская администрация предложила включить в этот бюджет исследования астероидов — источников чрезвычайно важной научной информации (в том числе о зарождении жизни на Земле). Кроме того, астероиды рассматривались как испытательный полигон для будущих полетов на Марс, а в далекой перспективе — как источник полезных ископаемых. Выступая в Конгрессе, Обама заявил о планах отправить астронавтов на астероид к 2025 году, и на Марс — в 2030-е. В качестве компромиссного варианта он согласился реанимировать часть прежней программы — а именно пилотируемый корабль «Орион», но использовать его для полетов на МКС. Парламентская оппозиция отвергла и это предложение, настаивая на полном восстановлении «Созвездия».

На последующих переговорах с участием НАСА и администрации президента, сенатор Хатчинсон озвучила условие от своего и трех своих коллег имени — НАСА должна построить «собственные» сверхтяжелую ракету и космический корабль. Фактически это означало, что 80% бюджета программы уйдет на реализацию слегка видоизмененной программы «Созвездие», в значительной мере задействующей технологии 40-летней давности. В ответ представитель администрации президента, Джек Лью, попросил у сенаторов поддержать программу развития новых технологий, увеличение вложений в программы по изучению Земли и на завершение постройки телескопа Джеймс Уэбб. Сенаторы согласились, и несмотря на неясность с конкретными объемами финансирования, переговорщики обменялись рукопожатиями.

В результате программа «Созвездие» получила $50 млрд и трансформировалась в проект по созданию сверхтяжелой ракеты SLS и космического корабля Orion. Они разработаны, соответственно, гигантами индустрии Boeing и Lockheed Martin, и предназначены для пилотируемых полетов за пределы земной орбиты — на Луну и Марс. В свою очередь общий бюджет корабля для пилотируемых полетов на МКС был утвержден в сумме $6 млрд и поделен между двумя компаниями — старожилом Boeing (Starliner) и новичком SpaceX (Dragon Crue). Как уже рассказывал Gadgets News, фактическое финансирование их разработки составило $4.8 и $3.1 млрд соответственно, т.е. почти $8 млрд.

Таким образом, несмотря на кажущуюся нелогичность финансирования сразу двух проектов с одинаковой целью, Starliner и Dragon 2 (не говоря уже о многоцелевом корабле Orion), это решение было политическим и компромиссным. Выделенное девять лет назад скромному частному стартапу, компании SpaceX, финансирование стало началом пути, кульминацией которого стал сегодняшний полет. Полет первого в истории космонавтики по-настоящему частного пилотируемого корабля на орбитальную станцию.

В заключение предлагаю вашему вниманию характеристики пяти американских и советско-российских космических кораблей:

Dragon 2StarlinerOrionОрёл
(Федерация)
Союз
Многоразовость++++
Возможность полета на Луну и Марс++
ИзготовительSpaceXBoeingLockheed MartinРКК «Энергия»РКК «Энергия»
Бюджет$3.1 млрд$4.8 млрд$21.5 млрд (2006-2020)$820 млн
Начало эксплуатациимай 2020202120232025апрель 1967
Первый испытательный полет201920192014
Кол-во успешных пилотируемых полетов1132
Кол-во аварий пилотируемых полетов (в т.ч. с жертвами)11 (2)
РНFalcon 9Atlas-5Delta IV Heavy
SLS
Союз-5
Ангара-А5
Союз-ФГ
Высота x диаметр8.1 x 3.66 м5.03 x 4.56 м3.3 x 5.03 м6.1 x 4.4 м7.9 x 2.25 мм
Объем для экипажа11 м³11 м³9 м³9.3 м³6.5 м³
Экипаж47443
Максимальная продолжительность автономного полета7 суток2.5 суток21 суток30 суток3 суток
Максимальная продолжительность пребывания на МКС210 суток210 суток210 суток1 год200 суток

Таким образом, появления нового российского космического корабля следует ждать еще несколько лет, а до тех пор с более современными Dragon 2 и Starliner придется соперничать советской разработке полувековой давности.