Глава НАСА: завтрашняя миссия знаменует первый шаг к коммерциализации НОО

На сегодняшнем брифинге НАСА директор космического агентства Джим Брайденстайн заявил, что завтрашняя миссия знаменует собой первый шаг к коммерциализации низкой околоземной орбиты, что позволит НАСА закрепиться на НОО и отправиться на Луну. Директор агентства надеется, что частные компании начнут строить на НОО свои собственные космические станции, на которых будут оказываться коммерческие услуги, связанные с тамошней уникальной средой. Рынок этих услуг Брайденстайн оценивает в сумму от $400 млрд до $1 трлн.

Завтрашнее событие действительно обещает стать историческим. Это будет первый с 2011 года полет американцев на МКС на американских космическом корабле и ракете-носителе — с тех пор, как туда в последний раз слетал космический челнок Space Shuttle. Последние девять лет американцы отправлялись на МКС на российских «Союзах», так что для США предстоящая миссия имеет большое политическое значение. Особенно после того, как в апреле 2014 года Дмитрий Рогозин сделал в Твиттере свою знаменитую запись:

Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута

На днях глава Роскосмоса в интервью изданию «Комсомольская правда» выразил удовлетворение по поводу грядущего появления альтернативной транспортной пилотируемой системы и назвал это решением одной из важнейших задач.

В перспективе доставка американцев на МКС посредством многоразового Dragon 2 сэкономит бюджету США немалые деньги. Сумма контракта НАСА со SpaceX на создание пассажирской версии Dragon (Dragon 2 или Crew Dragon) составила $3.1 млрд (одновременно агентство заключило договор с Boeing на $4.8 млрд на постройку Starliner). Для сравнения, за создание грузовой версии космического корабля НАСА заплатила SpaceX $1.6 млрд, а ракеты-носителя Falcon 9 — $278 млн. Если Россия берет с НАСА $86 млн за место, то SpaceX — $55 млн. Из расчета регулярной отправки на МКС экипажа из четырех американцев, стоимость контракта на постройку Dragon 2 НАСА может окупить за 25 полетов. С 2000 года на МКС побывали 240 человек (включая 151 американцев), доставленных туда примерно за сто запусков Space Shuttle и «Союз». Причем Space Shuttle, которые с 1998 по 2011 летали на МКС 37 раз, обошлись США в $200 млрд.

К пилотируемому полету на МКС SpaceX шла не один год — грузовая версия Dragon начала летать туда в 2012. Два года спустя SpaceX представила пилотируемую версию своего космического корабля. В 2015 начались наземные испытания системы аварийного спасения экипажа Crew Dragon и его управляемой посадки (от которой впоследствии отказались в пользу парашютной). А в прошлом году Dragon 2 без людей на борту успешно пристыковался к МКС.

Пассажирская версия Dragon полетит к МКС на ни разу не использованном экземпляре ракеты-носителя Falcon 9 (B1058) с двумя астронавтами на борту, Дагласом Хёрли (на фото снизу — слева) и Робертом Бенкеном (справа).

Если не помешают погодные условия, технические неполадки и прочие неприятности, то завтрашняя миссия будет состоять из следующих этапов:

  • 27 мая, в 23:33 (МСК) — старт Falcon 9
  • спустя 2.5 мин — отделение 1-й ступени
  • спустя 9 мин (после старта) — посадка 1-й ступени на морскую платформу
  • спустя 12 мин (после старта) — отделение 2-й ступени от Dragon
  • в течение 19 ч — пребывание Dragon на НОО, с тестированием различных систем
  • 28 мая, в 18:39 (МСК) — автоматическая стыковка с МКС.

В случае успеха завтрашнее событие станет очередным триумфом Илона Маска, SpaceX, космонавтики и частного предпринимательства вообще. Впервые в истории отправку человека в космос «под ключ», от ракеты-носителя до космического корабля (и даже доставку астронавтов на стартовую площадку в электромобилях Tesla) берет на себя одна частная компания. Неплохо для стартапа, основанного в 2002 и успешно запустившего свою первую ракету (легкую Falcon 1) в 2008.

Новаторский дух основателя SpaceX проявился даже в мелочах. Скафандры астронавтов стали менее громоздкими, а традиционную приборную панель космического корабля, с сотнями кнопок и тумблеров, заменила сенсорная панель.