Что правда и неправда в фильме jOBS? Интервью старейших сотрудников Apple
Сегодня в американский кинопрокат выходит художественный фильм jOBS Джошуа Майкла Штерна с Эштоном Кутчером в главной роли. В российских кинотеатрах фильм-биография об основателе Apple будет демонстрироваться с 19 сентября под названием «Джобс: Империя соблазна». Двое из сотрудников Apple, Дэниел Коттке (Daniel Kottke) и Билл Фернандес (Bill Fernandez), работавших в компании с первых дней ее существования, рассказали Виджиту Ассару (Vijith Assar) из Slashdot, в какой степени фильм перекликается с реальными событиями. Предлагаем интервью вашему вниманию:
Дэниел Коттке: Билл, разве ты не смотрел фильм?
Билл Фернандес: Нет, еще не смотрел.
Дэниел Коттке: Ты будешь смеяться! Он тебе покажется смешным.
Билл Фернандес: Я не хочу его смотреть. Думаю, что это будет слишком странно. Не хотел бы видеть еще кого-нибудь в роли Джобса.
Дэниел Коттке: Что ж, Эштон очень хорош. У меня нет претензий с нему и тому, как он изобразил Джобса. Люди справедливо сочтут неверным в фильме то, что Воз (от редакции: сооснователь Apple Стив Возняк) изображен так, словно у него были другие взгляды, чем у Джобса. Этим утром Воз отреагировал на это так: «Если я вообще буду смотреть этот фильм, мне придется сделать это в одиночестве». В той сцене, когда Джобс с Возом идут через гараж Hewlett-Packard, Джобс взволнованно говорит «Да, у каждого будет домашний компьютер», а Воз возражает: «Нет, никто не захочет купить его». Это звучало нелепо.
В.А.: А помимо этого?
Дэниел Коттке: Очень ясно и убедительно показано эмоциональное состояние парня, который был компаньоном Стива Джобса и был обманут им при уплате гонорара за разработанную Возом по заказу Atari компьютерную игру «Breakout» (от редакции: речь идет об истории, когда Стив Джобс заплатил Возняку $350, что составляло якобы половину гонорара, полученного им от Atari, хотя на самом деле он составил $5,000. Возняк тяжело переживал впоследствии вскрывшийся обман друга и говорил, что и так отдал бы свою долю Джобсу, попроси он его об этом). Это правдивая история, и с другой стороны в реальной жизни у Воза большая душа, он сказал: “Да, мне было действительно больно, но я прощаю Стива».
В.А.: Дэниел, существует много параллелей между этим фильмом и фильмом «Социальные Сети» 2010 года о первых годах Facebook, но получается, что роль Эдуардо Саверина как бы распределили между тобой и Возом (от редакции: Эдуардо Саверин — соучредитель Facebook, который впоследствии обвинил Цукерберга в том, что тот, пользуясь отсутствием компаньона, снизил его долю в компании с 34% до 0.03 %. Суд присудил в пользу Саверина 5% акций компании).
Дэниел Коттке: Да, я хочу встретиться с Эдуардо Саверином. Он мне весьма симпатичен. Это было бы для меня своего рода терапией. В моей жизни был очень трудный период, и я не думал, что кто-либо когда-то узнает или услышит об этом. Билл, ты вообще в курсе этой истории? Это было летом 1980 года, у меня никогда не было опциона на акции Apple. Никто со мной не говорил на эту тему. Я хотел просто обсудить это со Стивом, но он не стал говорить со мной. Под разными предлогами он заставлял меня ждать по несколько часов за пределами офиса. Было очень холодно. Ты знаешь какой он — будет бесконечно висеть на телефоне, пока я не уйду, потому что не хотел говорить со мной.
В.А.: Там еще есть очень драматичная сцена, когда Воз уходит из Apple.
Дэниел Коттке: Да. Такого никогда не было. Вообще. Полная выдумка.
В.А.: Правда? Его слова можно отнести к самым пронзительным высказываниям в фильме.
Дэниел Коттке: Да, они пронзительны, и поэтому полагаю, что в фильме они уместны, но все равно этого не было. В действительности Воза приглашали стать частью проекта Macintosh, но он попал в авиакатастрофу и оказался вне игры.
В.А.: Что даже не упоминается в фильме?
Дэниел Коттке: Нет, не упоминается. Билл Аткинсон выразился очень хорошо — он сказал, что у Воза начисто отсутствует чувство юмора. Что составляет большую часть его жизни.
Билл Фернандес: Было бы плохо, будь это правдой, потому что большая часть Воза — это его чувство юмора.
Дэниел Коттке: А вообще знаете что? Теперь, когда я об этом думаю, есть хорошая сцена в фильме, когда Воз демонстрирует Стиву Джобсу свои шутки по телефону (от редакции: Dial-A-Joke — телефонная услуга, при помощи которой, позвонив на определенный номер, можно услышать записанную на магнитофон шутку).
В.А.: Да, он там протороторил одну за другой несколько шуток.
Дэниел Коттке: На днях была интересная статья в Chronicle о биографических фильмах и какой это рискованный жанр. Если ты настолько известен, что о тебе снимают кино, то мы десятилетиями будем рассуждать о твоей сложной жизни, ты знаешь? Поэтому прилагают слишком много усилий, чтобы снимать такие фильмы, и в конечном итоге это заканчивается утратой эмоционального воздействия и цепочки событий. Интересно, что в той же статье упоминается сценарий Аарона Соркина (Aaron Sorkin) из предстоящего фильма Sony о Стиве Джобсе, так вот во всем фильме будет примерно три сцены. Три сцены!
В.А.: А как вы, парни, относитесь к тому, что снимается еще один фильм? Довольно необычно.
Дэниел Коттке: Не знаю. Кто-то должен снять фильм и о Возняке. [Смеется] Рассчитываю, что когда-нибудь это произойдет..
Билл Фернандес: Должно быть, это будет инди-кино (от редакции: т.е. независимое от потребностей, представлений и ожиданий потребителей).
В.А.: Один из моих любимых эпизодов из написанной Уолтером Айзексоном биографии Джобса — про розыгрыши, вроде поддельной брошюры с выставки West Coast Computer Faire. От редакции — речь идет о следующем фрагменте из книги:
Но ни наставления Марккулы, ни приличная одежда не помешали неугомонному Возняку разыграть публику. Одна из показанных им на выставке программ определяла национальность человека по фамилии, после чего выводила на экран шутку на эту тему. Еще он придумал и раздал рекламный буклет нового псевдокомпьютера под названием Zaltaire; описание продукта пародировало напыщенные обороты, характерные для таких текстов, например: «Представьте себе машину с пятью колесами…» Джобс клюнул и какое-то время гордился, что у Apple II рейтинг выше, чем у Zaltaire. Он так и не догадался, кто устроил розыгрыш, пока Возняк спустя восемь лет не подарил ему на день рождения вставленный в рамку экземпляр того буклета.
Дэниел Коттке: Это действительно эффектная сцена. На съемку потратили несколько дней, но проделали невероятную работу по воссозданию West Coast Computer Faire на основе фотографий того времени. Пятьдесять разных стендов, продававших предметы, связанные с компьютерами. Огромное помещение.
Билл Фернандес: Ух ты.
Даниэл Коттке: Это действительно ошеломило меня. Но в любом случае, та речь, что произносит Эштон: “Дамы и господа, я Стив Джобс, и я собираюсь представить вас Apple II, бла-бла-бла.” Такой речи никогда не было, это точно. [смеется] Это был просто стенд на компьютерной выставке.
Билл Фернандес: Совсем другой аспект, который даже не был затронут — отрасль персональных компьютеров. Вышел компьютер Commodore PET, и нас беспокоило, что мы можем проиграть ему. Еще вышел Radio Shack TRS-80. И насколько я понял, в фильме об этом ничего нет. Множество людей делали персональные компьютеры в то же самое время, и Apple в этой гонке фаворитом не был.
В.А.: Каким было рабочее пространство в гараже?
Дэниел Коттке: Ну, я скажу тебе, каким оно не было. То, что ты видел в фильме, и в “Пиратах Силиконовой долины” — ты ведь его видел, Билл?
Билл Фернандес: Нет, не видел.
Дэниел Коттке: Нет? О, он бы тебе понравился. Это отличный фильм. Ноа Уайли (Noah Wyle) до удивительного близок к Джобсу. Просто невероятно. Я поймал себя на мысли, что на экране действительно Стив. Но в любом случае, в “Пиратах Силиконовой долины” есть все эти сцены из гаража, с полдюжиной работающих человек, деловито несущих вещи взад и вперед, и осциллографами.
Билл Фернандес: [смеется]
Дэниел Коттке: Я правда был единственным человеком, который работал в гараже. Воз появлялся раз в неделю с очередной своей новинкой, чтобы потестировать ее, и Стив Джобс подолгу висел на телефоне на кухне. В этом фильме тоже есть такие сцены с тобой, Билл, со мной, Рэнди, Крисом и всей этой бандой, Биллом Аткинсоном, Родом Холтом. Мы все в гараже.
Билл Фернандес: [смеется] У нас никогда не было столько народу в гараже одновременно.
Дэниел Коттке: Что нас просто убило, так это сцена, когда Род приезжает в первый раз. Род появляется в коже, на мотоцикле, с длинными волосами.
Билл Фернандес: Что?!
Даниэль Коттка: Этакий мотоциклетный чувак. Мы все просто со смеху лопнули.
Билл Фернандес: Что?! [смеется]
Дэниел Коттке: Род нашел это забавным.
Билл Фернандес: Разве он когда-нибудь ездил на мотоцикле?
Дэниел Коттке: Род действительно увлекался внедорожниками. Я никогда не видел его на мотоцикле, но он постоянно говорил про них. В общем автор просто посадил его на мотоцикл. Мне понравился этот парень. Я встречал его на съемочной площадке. Я понятия не имел, кто он, когда встретил его, потому что он не похож на Рода, у него были длинные прямые волосы, он был одет в кожу.
Билл Фернандес: [смеется] И ты сказал: “Кто бы это мог быть во вселенной Apple?»
В.А.: Кто [из команды Apple] не попал в фильм, и каких актеров вы бы взяли на их роли?
Дэниел Коттке: Либо Уэнделла Сандера (от редакции: руководитель команды, создавшей Apple III), либо Майка Скотта (первый генеральный директор Apple, с 1977 по 1981 гг).
Билл Фернандес: Да, по разным причинам. Уэнделл Сандер был чем-то вроде второго Воза, а Майк Скотт был парнем, который запустил компанию.
В.А.: А кого бы вы взяли на их роли?
Билл Фернандес: Как насчет парня, который играет Дока в «Назад в будущее»? На самом деле, он был бы лучшим Родом, да? Разве он не был бы лучшим в роли Рода Холта?
Дэниел Коттке: Ты имеешь в виду Кристофера Ллойда?
Билл Фернандес: Мне кажется, об Apple Computer и Стиве Джобсе много фанфиков, и я думаю, что это самый большой, роскошный фанфик на сегодняшний день.
В.А.: Ого. «Фанфик» — вполне подходящий термин.
Дэниел Коттке: [смеется] Ну, я не думал о нем как о фанфике, потому что сам был вовлечен с начала фильма, и они действительно, искренне старались сделать его максимально точным.
Билл Фернандес: Вот частичная причина, почему я не хочу смотреть этот фильм — все это вымысел, и я не хочу расстраиваться из-за всех этих вещей, придуманных сценаристом и не отражающих действительность.
Дэниел Коттке: Ты ходил на студию во время съемок?
Билл Фернандес: Нет. Виктор Расук, парень, который играл меня, пару раз опрашивал меня по телефону, и это все мое вовлечение.
Дэниел Коттке: Ранние версии были болезненными. Правда болезненными. Я переправил первый вариант Майку Марккуле потому, что они хотели знать его реакцию, и Майку очень не понравилось, он бы не стал иметь с проектом ничего общего. Ко времени выхода четвертого варианта все было в порядке. Он не заставлял меня съеживаться. Но все равно была сцена, где мы со Стивом спорим, которой никогда не было, но лежит, как вы понимаете, в области поэтической вольности. Я имею в виду динамику моих отношения со Стивом Джобсом, он совсем перестал со мной разговаривать примерно в 1980 году. А это не кинематографично, споры на экране гораздо лучше.
Билл Фернандес: Я разговаривал с Виктором Расуком, актером, который меня играл, и он спрашивал : “Ну, такое было?”, и я говорил: “Нет”. И в конечном счете я понял, что они не пытаются создать исторический документ, они создают драму. Из этого набора признаков я заключил, что, вероятно, весьма расстроюсь, если посмотрю фильм. И знаете, это имеет смысл. У них есть проект по созданию коммерческого продукта на популярную тему. И я думаю, что если бы они просто показали правду — если бы им кто-то показал то, что было правдой — то это был бы не вполне коммерческий продукт. Как сказал Дэниел, когда кто-то перестает с тобой разговоривать, где тут драма? Что ты покажешь на экране?
Дэниел Коттке: Нет, всех этих сцен из фильма, где я спорю со Стивом о Кризанн (от редакции: девушка Стива, Кризанн Бреннан, с которой он расстался, отрицая какое-то время свое отцовство в отношении своей дочери Лизы), в действительности никогда не было. Я никогда не задирал его, хотя он и повел себя по отношению к ней по-свински.
В.А.: Убедительность Стива Джобса часто называют “полем искажения реальности.” Можно ли сказать, что существует еще одно, окружающее этот фильм?
Билл Фернандес: О, оно всегда есть, вокруг любого фильма. И особенно вокруг биографического, как этот.
Дэниел Коттке: Я думаю кинематографисты мечтали бы об искажении реальности и добивались бы в этом большого успеха.