Эволюция графических ускорителей и игровых консолей

Fairchild VES (Channel F), 1976-1977, 250 тыс шт, $170, 2-е поколение игровых приставок

  • Процессор: Fairchild F8, 1.79 МГц, 8-разрядный
  • Видеопамять: 2 КБ (2×128×64 бит)
  • Разрешение экрана: 64×128
  • Палитра: 8 цветов

Nintendo Entertainment System (NES), 1983-2003, 62 млн шт, $180, 3-е поколение игровых приставок

  • Процессор: Ricoh 2A03, 1.79 МГц (набор инструкций — MOS 6502), 8-разрядный
  • Видеопамять: 2 Кб
  • Разрешение экрана: 240×256
  • Палитра: 48 цветов и 5 оттенков серого
  • Размер игр: от 8 Кб (Galaxian) до 1 Мб (Metal Slader Glory)

Sony PlayStation, 1994–2006, 102 млн шт, $300, 5-е поколение игровых приставок

  • ЦПУ: MIPS R3051, архитектура RISC, 33.9 МГц, 32-разрядный
  • ГПУ: Sony CXD8514Q, 128 мм², 600 нм (Sony), 1 млн транзисторов, 53 МГц
  • Вычислительные блоки ГПУ: 2 x пиксельных шейдера, 1 x вертексный (вершинный) шейдер, 3 x текстурных блока (TMU), 1 x растровый блок (ROP)
  • Оперативная память: 2 Мб
  • Видеопамять: 1 Мб VRAM, 32-бит, 132 Мб/с
  • Разрешение экрана: 480×640
  • Производительность ЦПУ: 30 MIPS
  • Производительность графического контроллера (Geometry Transformation Engine, отвечает за 3D-проекцию, освещение и отсечение) — 66 MIPS, 360 тыс полигонов в секунду, 180 тыс текстурированных и освещённых полигонов в секунду
  • Производительность ГПУ (номинальная): 53 Мпикс/с, 13.25 Мвершин/с, 159 Мтекс/с
  • Энергопотребление: 11 Вт

3Dfx Voodoo 1 (октябрь 1994, $300)

  • Основные компоненты (чипы ASIC): FBI (интерфейс буфера кадров) и TMU (интерфейс буфера кадров)
  • Характеристики FBI и TMU (каждый чип): 135 мм², 500 нм (TSMC), 1 млн транзисторов, 50 МГц, ОЗУ 2 Мб
  • Вычислительные блоки: 1 x текстурный блок (TMU), 1 x растровый блок (ROP), 1 x пиксельный шейдер (вершинные шейдеры отсутствуют)
  • Производительность: 50 Мпикс/с, 50 Мтекс/с
  • Видеопамять: 4 Мб EDO, 128-бит, 800 Мб/с

Nvidia GeForce 256 (октябрь 1999, $280)

  • ГПУ: 139 мм², 220 нм (TSMC), 17 млн транзисторов, 120 МГц
  • Вычислительные блоки: 4 x текстурных блока (TMU), 4 x растровых блока (ROP)
  • Производительность: 480 Мпикс/с, 480 Мтекс/с, 10 млн полигонов в секунду
  • Видеопамять: 32 Мб DDR, 128-бит, 4.8 Гб/с

Sony Playstation 2 (май 2005, $200)

  • ГПУ: 86 мм², 90 нм (Sony), 54 млн транзисторов, 147 МГц
  • Вычислительные блоки: 16 x пиксельных шейдера, 2 x вертексных (вершинных) шейдера, 8 x текстурных блоков (TMU), 16 x растровых блоков (ROP)
  • Производительность: 2.35 Гпикс/с, 73.5 Мвершин/с, 1.176 Гтекс/с
  • Видеопамять: 4 Мб, eDRAM, 2560-бит, 48 Гб/с
  • Энергопотребление: 45 Вт

Sony Playstation 5 (ноябрь 2020, $500)

  • ГПУ: 308 мм², 7 нм (TSMC), 2233 МГц
  • Вычислительные блоки: 144 x текстурных блоков (TMU), 64 x растровых блоков (ROP)
  • Производительность: 142.9 Гпикс/с, 321.6 Гтекс/с, 10.29 TFLOPS (FP32)
  • Видеопамять: 16 Гб GDDR6, 256-бит, 448 Гб/с