Плотность энергии литий-ионных батарей с 2008 по 2022 выросла в 8 раз

Согласно отчету, опубликованному Департаментом энергоэффективности и возобновляемой энергии при Министерстве энергетики США, удельная плотность энергии в литий-ионных батареях с 2008 по 2020 год выросла в 8 раз — с 55 до 450 Вт⋅ч на литр.

Напомню, что в литрах измеряется объем, в килограммах — масса. Согласно выпущенному в феврале этого года пресс-релизу калифорнийского стартапа Amprius Technologies, выпускаемые им батареи для высотных псевдоспутников как раз имеют плотность 450 Вт⋅ч на литр (которая, если верить отчету Министерства энергетики США, была достигнута в индустрии еще пару лет назад), или 1150 Вт⋅ч на килограмм. Таким образом, один литр такой батареи весит 2.56 кг.

Что касается электромобилей, для которых удельная плотность батареи имеет ключевое значение, то наилучшее значение этого показателя заявляет Mercedes-Benz, который на днях представил прототип электромобиля под названием VISION EQXX. Он продемонстрировал рекордные для современного автопрома 11.5 км / КВт⋅ч (в пресс-релизе — 8.7 КВт⋅ч на 100 км, запас хода 1 тыс км при средней скорости чуть меньше 90 км/ч, емкость батареи — 100 КВт⋅ч). Для сравнения, максимальный запас хода на одной зарядке у Model S (и вообще автомобилей Tesla), заявленный производителем — 650 км с заводской батареей 100 КВт⋅ч (6.5 км / КВт⋅ч). Если исходить из сохранения темпов нынешней динамики, то в ближайшие годы массовые электромобили с батареями емкостью до 100 КВт⋅ч могут получить запас хода, сопоставимый с традиционными автомобилями.

Не менее, а пожалуй даже более важной характеристикой батарей является их стоимость — и здесь динамика также внушает оптимизм:

Судя по графику, за последние 10 лет цена батарей сократилась на 88% — с $1191 до $137 за КВт⋅ч емкости. По оценкам экспертов Bloomberg, к 2030 году цена упадет до $58, а к 2035 — до $44. Если прогноз подтвердится, то это будет означать 27-кратное снижение стоимости аккумуляторных батарей за 25 лет и, по всей видимости, окончательную победу электромобилей на автомобилями с двигателем внутреннего сгорания.


См. также: