Apple об автопилоте: сегодня мы делаем то, что пять лет назад считали маловероятным
На состоявшейся на днях конференции NIPS (Neural Information Processing Systems, системы обработки нейронной информации), посвященной проблемам машинного обучения, Apple поделилась кое-какой информацией о своих усилиях в области создания автопилота для автомобилей. Год назад компания официально подтвердила, что «много инвестирует в машинное обучение и автоматизацию …во многих отраслях, включая транспорт«, а в апреле её беспилотный автомобиль на базе кроссовера Lexus RX450 (Toyota) был замечен на дорогах Кремниевой долины в Калифорнии, где Apple официально получила разрешение на его тестирование.
Выступивший на конференции Руслан Салахутдинов рассказал, в частности, как разрабатываемая в Apple система безотказно распознает объекты даже через мокрый объектив видеокамеры (что весьма актуально в дождливую погоду), а также определяет будущее местонахождение скрывшихся за припаркованным транспортом пешеходов на тротуаре (откуда они могут внезапно выйти на проезжую часть). «Если бы вы спросили меня пять лет назад, я бы очень скептично отнесся к заявлению, что вы можете это сделать«, заявил Салахутдинов. Другая упомянутая им технология — SLAM, метод, используемый в мобильных автономных средствах для построения карты в неизвестном пространстве при помощи комбинирования готовой карты и данных, поступающих с сенсоров беспилотного автомобиля.
С одной стороны может показаться странным, что такая скрытная организация как Apple решилась рассказать о своих достижениях в разработке будущего продукта, но с другой отсутствие возможности рассказать о своей работе негативно сказывается на настроении и самооценке высококвалифицированных специалистов. Кроме того, Apple будет довольно сложно объективно оценить перспективность своих разработок, не делясь ими с остальными. В июле этого года Apple выложила в открытый доступ несколько материалов, посвященных машинному обучению, а также опубликовала пять академических работ. Для сравнения у её ближайшего соперника, Google, только на прошлой неделе в рамках NIPS было опубликовано свыше шестидесяти работ.
На текущий момент перспективы беспилотных автомобилей представляются довольно радужными — даже несмотря на скепсис некоторых экспертов в этой области. На днях о разработке собственного процессора для автопилота (помимо собственного программного обеспечения) объявил глава Tesla. Согласно Илону Маску, этот процессор по сравнению с нынешним аналогами (очевидно речь идет о графических ускорителях Nvidia, используемых в автомобилях Tesla в настоящее время) будет потреблять в 10 раз меньше электроэнергии и стоить в 10 раз дешевле. Он также заявил, что беспилотные автомобили Tesla будут лучше водителя-человека менее чем через пару лет и превзойдут его в 10 раз через три года. Месяц назад к тестированию на общественных дорогах полностью беспилотных автомобилей приступила Google. А месяцем раньше Nvidia анонсировала Drive PX Pegasus, первый компьютер для автопилота 5-го уровня. Большинство компаний автопрома, работающих над созданием стопроцентных беспилотников, планируют выпустить их на дороги не позднее 2021 года. Помимо накопления опыта и совершенствования алгоритмов машинного обучения, к тому времени ожидается по меньшей мере двухкратный рост производительности (или соответствующее снижение энергопотребления) бортовых компьютеров и достаточно широкое распространение стандарта сотовой связи 5G.
Правда помимо чисто технических вопросов возникают и финансовые. Например оснащение автопилотом электромобиля Tesla S обойдется её владельцу в $8 тыс. — и это при том, что в нем отсутствует такой дорогостоящий компонент как лидар (Илон Маск решил обойтись без него, что впрочем не мешает его детищу демонстрировать впечатляющие результаты). Не исключено, что часть финансовой нагрузки по оснащению автомобилей автопилотом будет принудительно возложена на страховые компании — или даже они возьмут её на себя добровольно. Например, на днях крупнейшая страховая компания Великобритании Direct Line предложила обладателям Tesla 5% скидку за подключение автопилота. Этот шаг представляется вполне оправданным с учетом того, что с тех пор как был представлен неполный автопилот Tesla, количество ДТП с участием её автомобилей уменьшилось на 40% (по данным GlobalData).
Если немного пофантазировать, то в более долгосрочной перспективе, по мере оснащения автопилотом большинства автомобилей, его надежность вероятно поднимется на новый, групповой уровень. Представьте себе автомобили, которые в режиме реального времени сканируют окружающую среду и обмениваются друг с другом её трехмерной моделью на своем участке — в этом случае автомобиль будет знать дорожную обстановку хоть на целые километры вокруг, не говоря уже о слепых зонах поблизости, которые находятся вне досягаемости его датчиков. Это не только повысит безопасность дорожного движения, но также позволит автоматически рассчитывать самый оптимальный маршрут.
В еще более далекой перспективе, по мере обязательного оснащения автопилотом всех без исключения автомобилей, дороги вероятно избавятся от светофоров и знаков дорожного движения, а само движение по дорогам станет напоминать броуновское, хаотичное. Автомобили будет совместно рассчитывать траекторию и двигаться с минимальным количеством остановок и минимальным ограничением скорости. Теоретически это вполне достижимая цель — во всяком случае там, где нет наземных пешеходных переходов. Посудите сами — зачем останавливаться на красный свет при не слишком интенсивном трафике, если система группового автопилота способна точно рассчитать скорость движущихся навстречу друг другу автомобилей таким образом, чтобы они благополучно разъехались? Как это будет выглядеть, год назад продемонстрировал «транспортный гик» Венис Кеббай (Wanis Kabbaj):