Apple опубликовала финансовые результаты за 1-ый квартал 2014 года
Сегодня Apple обнародовала финансовые результаты за 1-ый квартал текущего года (пока еще не подтвержденные независимым аудитом). Они в очередной раз подтверждают ее репутацию одной из самых успешных компаний в истории. Выручка за три месяца составила $45.6 млрд., а чистая прибыль (после уплаты налога на прибыль) — $10.2 млрд. Распределение по продуктам выглядит следующим образом:
Как вы можете видеть в диаграмме, три четверти дохода компании, которая до 2007 года не выпускала ни смартфонов, ни планшетов, поступает от продаж iPhone (57%, 43.7 млн. штук) и iPad (17%, 16.35 млн. штук), причем в основном за счет этих продуктов и растет ее бизнес.
Что касается распределения по регионам, то 31.3% выручки формируется в США, 22.4% — в Европе, 20.4% — в Китае (включая Гонконг и Тайвань), 8.7% — в Японии, и соответственно 17.2% — в остальном мире. Цифры по нашей стране очевидно куда скромнее, но если мы правильно услышали Тима Кука на конференц-коле, выручка Apple по России выросла на 97%.
Любопытно, что будучи технологической компанией, Apple делает весьма внушительные финансовые инвестиции. В активах, общая величина которых составляет $206 млрд., денежные средства ($19 млрд.) и краткосрочные ценные бумаги ($22.4 млрд.) составляют 20%, а долгосрочные ценные бумаги ($109.2 млрд.) — 53%. Т.е. с точки зрения активов Apple на три четверти — чисто финансовая, инвестиционная компания. Вдобавок — еще и одна из самых устойчивых и надежных в мире — распределение между ее капиталом ($120.2 млрд.) и обязательствами ($85.8 млрд.) составляет соответственно 58% и 42%, при этом обязательства Apple с лихвой покрываются одними только денежными средствами с ценными бумагами.
Текущая рыночная капитализация Apple составляет $500 млрд. (на пике в сентябре 2012 года она достигала $656 млрд.). Это оценка стоимости компании фондовой биржей посредством установления котировок ее акций — как правило, исходя из оценки ее текущего положения и будущих перспектив. Как мы писали выше, капитал компании составляет $120.2 млрд., и таким образом ее рыночная капитализация превышает его в 4 раза. Грубо говоря, остальные $380 млрд. — это ценность торговой марки Apple и другой скрытый в компании потенциал, не измеряемый финансовыми отчетами.
Чем объясняется столь консервативная структура вложений Apple, трудно сказать определенно. По нашим ощущениям, она обусловлена не столько осторожностью, сколько явным избытком заработанной прибыли по сравнению с возможностью вложить ее в расширение. Т.е. фактически у Apple столько денег, что она просто не знает куда их направить по своему непосредственному бизнес-профилю. Об этом говорят и расходы на НИОКР (R&D) — в 1-ом квартале 2014 года они составили $1.4 млрд., в то время как, например, управленческие, маркетинговые и прочие накладные расходы — $2.9 млрд.
Вряд ли причиной тому является нехватка воображения у руководства компании. Благодаря мультитач-дисплею в iPhone, Apple в свое время заняла на рынке смартфонов доминирующие позиции и предопределила тренд их развития на годы вперед. Ведь с точки зрения интерфейса все, что мы видим в современных смартфонах и планшетах, представляет собой подражание iPhone. Но с тем же успехом в ближайшие годы лидерство на рынке может захватить любая компания, которая представит столь же совершенный образец каких-нибудь очков виртуальной и дополненной реальности или смартфоно-планшета со складным дисплеем. Не говоря уже о более фундаментальных или революционных исследованиях, от нанороботов и искусственного интеллекта до альтернативных источников энергии и космических полетов. Дело не в том, что это модно, а в том, что даже в среднесрочной перспективе развитие технологий может привести к тотальной трансформации всей структуры мировой экономики. В ней, возможно, будут доминировать те отрасли, в которых сегодня проводятся только фундаментальные исследования с неизвестными сроками окупаемости.
Это наверняка понимают и в Apple, но судя по ее относительно скромным расходам на НИОКР, нынешняя мировая научно-исследовательская инфраструктура просто не способна «переварить» более крупные инвестиции.