Дополненная реальность по-пекински
«Что дьявольского в том, что врач обманывает больного для его же пользы? Раз уж мы вынуждены так жить, есть и пить — лучше видеть все это в розовом свете» («Футурологический конгресс», Станислав Лэм)
Оригинальный подход к проблеме загрязнения окружающей среды предприняли в Пекине. Китайская столица — один из самых загрязненных городов мира, который часто покрывается смогом. И вот отсутствие живой картины восходящего солнца пекинские власти решили восполнить телевизионной трансляцией из относительно более благополучной области Китая. Тем самым вольно или невольно они коснулись одной из самых острых проблем будущего, которую задолго до «Матрицы» братьев Вачовски (1999) в своем «Футурологическом конгрессе» описал польский фантаст Станислав Лэм (1971).
По сюжету романа в будущем (герой попадает в 2039 год) власти при помощи галлюциногенов подменяют ужасающую реальную действительность привлекательной воображаемой. Сейчас до этого еще очень далеко, но прототипы устройств, воссоздающих дополненную или виртуальную реальность, уже существуют. В отличие от телевизионной картинки с восходом солнца, они казалось бы призваны решать исключительно полезные задачи. Но по мере усовершенствования этой технологии возникает реальная угроза ее приспособления для той самой подмены реальности, которую в «Футурологическом конгрессе» Лэм предвещал средствами химических препаратов. И хотя мы пытались рассуждать о перспективах подобного применения технологий виртуально-дополненной реальности в относительно далекой перспективе, нынешняя пекинская телетрансляция восходящего солнца в некотором роде тоже создает иллюзию. Вопрос в том, где та грань, за которой красочное изображение перестает ограничиваться развлекательно-эстетической функцией и становится средством лакировки неприглядной действительности.