Финансовые результаты Tesla за 2017 год
Вчера была опубликована финансовая отчетность Tesla за 4 кв 2017, а вместе с ней подведены итоги и за весь 2017 год. Состоявшийся накануне успешный (в целом) запуск Falcon Heavy (детища другой возглавляемой Илоном Маском компании, SpaceX) несколько затмил это событие, но от этого деятельность и перспективы производителя самых известных в мире электромобилей не перестала быть актуальной. Финансовые результаты Tesla за 2017 год выглядят следующим образом (в скобках приведено изменение по сравнению с 2016 годом):
- Выручка — $11,759 млн (+68%, в т.ч. 55% «органического роста»)
- Себестоимость — $9,536 млн (+77%)
- Научно-исследовательские расходы (R&D) — $1,378 млн (+65%)
- Коммерческие, административные и общие расходы — $2,477 млн (+73%)
- Прочие расходы — $609 млн (в 5.7 раз)
- Чистый убыток — $2,241 млн (в 2.9 раз).
Таким образом, обороты Tesla в 2017 выросли примерно на 70% — а вместе с ними и чистые убытки компании, достигнув внушительных $2.2 млрд, что составляет 19% от выручки. Последняя, в свою очередь, складывается из следующих направлений (в скобках приведены данные за 2016 год):
- продажа электромобилей — 73% (80%)
- передача электромобилей в лизинг — 9% (11%)
- генерация электроэнергии, продажа аккумуляторов и панелей — 9% (2%)
- услуги и прочее — 9% (7%).
Валовая (из расчета выручки и себестоимости) рентабельность этих направлений деятельности выглядит так:
- продажа электромобилей: 25% (24%)
- передача электромобилей в лизинг: 36% (37%)
- генерация электроэнергии, продажа аккумуляторов и панелей: 22% (2%)
- услуги и прочее: -23% (-1%).
Как видим, в 2017 значительно выросла положительная рентабельность генерации электроэнергии и продажи аккумуляторов с солнечными панелями, и вместе с тем — убыточность услуг. В последнем случае речь, вероятно, идет о послепродажном обслуживании автомобилей — ремонте, апгрейде и т.д. СМИ неоднократно сообщали о довольно низком качестве выпускаемых с конвейера Tesla — вероятно с этим и связана убыточность сервисного (гарантийного) обслуживания. В свою очередь рост убыточности может быть связан с наращиванием производства и попыткой выйти на запланированные объемы.
В отчетности приводится и статистика продаж в 4 кв 2017. За этот период покупателям было отгружено 28,425 Tesla S с Tesla X и всего 1,542 бюджетного Tesla 3. Как уже рассказывал Gadgets News, даже при своих стартовых $35 тыс. Tesla 3 остается все еще довольно дорогим автомобилем, по сравнению с моделями на ДВС. Нечего и говорить о Tesla 3 Long Range с пробегом на 500 км — он стоит $49 тыс. Но в любом случае эта модель заметно дешевле Tesla S и Tesla X — и при этом наследует многие их достоинства. Поэтому предзаказов на неё сделано намного больше, чем позволяют выпускать производственные мощности Tesla. Тем не менее, в компании настроены оптимистично и рассчитывают выйти на 2,500 штук в неделю к концу 1 кв 2018 и 5,000 — 2 кв 2018.
Из-за огромных убытков текущее финансовое положение Tesla выглядит плачевно, но в действительности оно в значительной степени будет зависеть от настроя инвесторов. А они по-прежнему разделяют оптимизм руководства Tesla — капитализация компании находится почти на пиковом уровне и составляет $58 млрд. Для сравнения рыночная стоимость Ford — $42 млрд, General Motors — $58 млрд, а BMW — €57 млрд ($70 млрд).