Gatebox или несколько мыслей о будущем искусственного интеллекта
«Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоевывать никакой Космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало… Мы бьёмся над контактом и никогда не найдём его. Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которой он боится, которая ему не нужна. Человеку нужен человек!» (из к/ф «Солярис»)
Это похожее на блендер устройство размером 22 × 36 × 52 см и весом 5 кг называется Gatebox и представляет собой любопытное сочетание двух инновационных технологий — голографического дисплея и искусственного интеллекта. Благодаря встроенным сенсорам и камерам живущий в нем трехмерный аниме-персонаж, барышня по имени Азума Хикари, узнает своего хозяина в лицо, а при помощи микрофона с динамиком реагирует на его реплики. Общаться с Азумой можно и на расстоянии — она охотно отвечает на смски и обещает с нетерпением ждать вашего возвращения домой. Чтобы у вас в этом не было никаких сомнений, она заблаговременно включит свет — при наличии системы умного дома и подключения к ней. Пожалуй этим достоинства Gatebox исчерпываются, хотя стоит она весьма дорого, 298 тысяч йен ($2,543). Устройство выпущено небольшим тиражом в 300 штук и продается только в двух странах, Японии и США (хотя кроме японского никаких других языков не понимает).
Несмотря на то, что Gatebox трудно воспринимать иначе как дорогую и в целом бесполезную игрушку, она все равно интересна — как ранний прототип виртуальной подруги или друга. Некоторое беспокойство вызывает целевая аудитория этого продукта — судя по рекламному ролику (да и сексапильной Азуме) он предназначен для одиноких мужчин. В таком качестве развитие искусственного интеллекта не может не вызывать опасений по поводу дальнейшего взаимного отчуждения людей. Их общение и без того уже приобрело виртуальный характер, перейдя в социальные сети, чаты или форумы, а по мере усовершенствования подобных систем виртуальным станет уже не просто способ общения, а сам собеседник.
Как и в случае с Интернетом, этому нельзя дать однозначно негативную оценку — для кого-то искусственный интеллект станет возможностью найти (а точнее создать) себе собеседника по интересам, а кому-нибудь действительно станет другом. Население в развитых странах стремительно стареет, поэтому все больше одиноких пожилых и зачастую немощных людей нуждается в общении. Нечего и говорить насколько полезной такая возможность будет в сочетании с роботами, способными ухаживать за своими престарелыми хозяевами.
Насколько реально появление в краткосрочной перспективе систем, способных не просто к ответам на запросы, а к поддержанию осмысленной беседы, сказать трудно. Если беспилотные автомобили, распознавание устной речи или даже сочинение музыки относится к задачам слабого искусственного интеллекта, то осмысление услышанного относится скорее к сильному, человекоподобному. По оценкам некоторых специалистов его появление может состояться довольно скоро — согласно известному футурологу Рэю Курцвейлу, искусственный интеллект сравняется с человеческим уже к 2029 году, т.е. через примерно через 12 лет (по этому поводу он даже заключил пари на 20 тысяч долларов). Это довольно оптимистический прогноз — есть и более осторожные, но с тем, что это неизбежно, мало кто отважится спорить.
Возникает закономерный вопрос о том, что будет дальше. По мнению упомянутого Курцвейла, да и многих других специалистов, вслед за сильным искусственным интеллектом грядет пришествие т.н. сверхразума. Чем это чревато многие из нас видели в к/ф «Терминатор» и «Матрица», но даже с точки зрения ученых проблема весьма серьезная. По словам Стивена Хокинга, «Такой разум возьмет инициативу на себя и станет сам себя совершенствовать со все возрастающей скоростью. Возможности людей ограничены слишком медленной эволюцией, мы не сможем тягаться со скоростью машин и проиграем«. При всем уважении к этому выдающемуся физику и другим сторонникам данной точки зрения, она во многом отражает агрессивную сущность самого человека, который на протяжении всей своей биологической и социальной эволюции боролся за выживание и удовлетворение потребностей. Но одновременно с этим он вырабатывал правила, включавшие массу запретов и ограничений, направленных на сохранение равновесия внутри социума, от первобытного племени до международного сообщества. И хотя в последнем случае до равновесия и соблюдаемых правил все еще очень далеко, оформившаяся на сегодня человеческая этика в основном не поощряет тот воинственный образ жизни, который вели наши предки. Поэтому если исходить из той предпосылки, что будущий свехразум будет создан «по образу и подобию» человеческой этики, то нет явных оснований полагать, что эта этика в будущем претерпит радикальные изменения в опасную для человека сторону.
С моей точки зрения возникновение сверхразума может произойти по двум сценариями. В одном из них это случится независимо от человека и повлечет ту проблему, которую обычно формулируют применительно к гипотетическому контакту человечества с внеземной цивилизацией. В таких случаях любят вспоминать катастрофические последствия открытия Америки. Между тем спустя всего несколько столетий, в наши дни, контакт современной цивилизации с первобытным миром где-нибудь в тропических лесах Амазонии или Индонезии происходит куда как менее болезненно для аборигенного населения. Конечно лесозаготовительные компании, варварски вырубающие девственные леса в этих краях, представляют серьезную угрозу для выживания и традиционного образа жизни туземцев, но это уже не та жестокая колонизация, которая осуществлялась европейцами в 16-19 веках — изменились как потребности, так и этические нормы. В этом смысле разумно предположить, что высокоразвитой цивилизации (включая порожденный человеком сверхразум) не будут нужны наши ресурсы, а благодаря соответствующей этике она постарается оградить человечество от культурного шока и тому подобных последствий. Представьте себе, что запущенная муравьями и развившаяся по экспоненте технология породила современного человека. И вот он стоит и с любопытством разглядывает своих копошащихся в муравейнике прародителей — разве он представляет для них какую-либо угрозу?
Другой сценарий предполагает слияние человеческого разума с порожденным им сверхразумом, возможно с предварительным или параллельным объединением сознаний всех людей. Этому могут предшествовать появление интерфейсов мозг-машина и мозг-мозг — обмен мыслями, знаниями и даже эмоциями минуя органы чувств. Вполне вероятно, что в процессе такой «эволюции» люди вообще избавятся от постоянной телесной оболочки и станут богом — по крайне мере в том смысле, которое этому слову придавали в языческие времена.