Как государственная помощь повлияла на финансовые результаты Tesla в 2018
День космонавтики отметили в США очередным историческим достижением SpaceX — с помощью тяжелой ракеты Falcon Heavy компания вывела на промежуточную орбиту (на высоте около 700 км) геостационарный спутник Arabsat 6A массой 6.5 тонн, предварительно посадив три ракетных ускорителя первой ступени (два на мысе Канаверал, откуда производился запуск, и один — на морскую платформу в тысяче километров). Но поговорить я предлагаю о другой компании, возглавляемой Илоном Маском, Tesla.
На днях она опубликовала форму 10-K, подробную финансовую отчетность за 2018 год. Я давно ждал эту информацию с тем, чтобы изучить следующий вопрос: в какой мере на нынешние финансовые результаты повлияла государственная поддержка? Она складывается как минимум из трех составляющих: ZEV кредиты, не-ZEV кредиты и субсидии на покупку электромобилей. Разумеется Tesla пользуется и другими налоговыми льготами (например, по расходам на R&D), но в этом отношении едва ли чем-то выделяется на фоне остальных.
ZEV-кредиты (zero-emission vehicle) несколько лет назад ввели десять штатов США с целью поощрения экологичного транспорта. Автопроизводители, которые реализуют в этих штатах свою продукцию, обязаны продавать и какое-то количество электромобилей. Если они это количество не добирают, то могут приобрести соответствующие «кредиты» у тех, кто продает эти электромобили с избытком — а это прежде всего Tesla, которая собственно только электромобили и выпускает.
Что такое не-ZEV кредиты для меня так и осталось загадкой, как ни искал. Обе категории в отчетности Tesla и тематических публикациях СМИ рассматриваются в одном контексте, поэтому я буду расценивать их как субсидию, получаемую Tesla за счет производителей автомобилей на ДВС.
Итак, за 2018 год Tesla заработала $103.4 млн и $315.2 млн ZEV кредитов и не-ZEV кредитов, итого $418.6 млн. В 2017 их значения составили соответственно $279.7 млн и $80.6 млн, итого $360.3 млн.
В свою очередь субсидии, полученные покупателями электромобилей Tesla, можно оценить по их размеру ($7.5 тыс в 2018 году, с 1 января 2019 уже вдвое меньше) и количеству проданных автомобилей (245,506 штук). Перемножив эти два показателя, получаем $1,851 млн. Это сумма, составляющая часть выручки Tesla — но компенсированная покупателям её автомобилей за счет государственного бюджета. Это как если бы Tesla продавала свои автомобили на $7.5 тыс дешевле, и получала эту сумму за каждый проданный автомобиль непосредственно от государства.
Таким образом, в 2018 году чистая (без сопутствующих ей расходов) финансовая помощь компании Tesla составила $418.6 млн (ZEV и не-ZEV кредиты) + $1,851 млн (субсидии на покупку), итого $2.26 млрд.
А теперь взглянем на основные финансовые показатели Tesla за 2018 год (в скобках — 2017, в %), тыс:
- выручка — $21,461,268 (55%)
- производственные расходы — $17,419,247 (55%)
- расходы на R&D — $1,460,370 (94%)
- общие, административные и маркетинговые расходы — $2,834,491 (87%)
- финансовые расходы (проценты по кредитам) — $663,071 (71%)
- чистый убыток — $1,062,582 ($2,240,578, 211%).
Если бы Tesla не получала финансовую поддержку в виде ZEV и не-ZEV кредитов и субсидий на покупку электромобилей, то её убытки за 2018 составили бы не $1.063 млрд, а $3.332 млрд.
Трудно сказать, выжила бы Tesla без этой внушительной поддержки со стороны государства. В любом случае эта поддержка безусловно полезна. Во-первых, для американской экономики, поскольку поддерживает на плаву компанию, которая обеспечивает работой 45 тысяч человек и обещает стать одним из крупнейших налогоплательщиков США в будущем. А во-вторых, конечно, для экологии и развития альтернативной энергетики — и не только в США.
Много $1,851 млн государственных субсидий, предоставляемых Tesla (245 тыс проданных электромобилей за 2018), или мало? Как говорится, всё познается в сравнении — за тот же 2018 год государственная помощь АвтоВАЗу (360 тыс проданных автомобилей на ДВС за 2018) составила ₽29.3 млрд ($455 млн).