Итоги космической гонки 2018: Роскосмос безнадежно проигрывает SpaceX
Вчера состоялись сразу два орбитальных запуска: днем (по московскому времени) российская ракета-носитель Союз-ФГ доставила на МКС транспортный пилотируемый корабль (ТПК) Союз МС-11 с тремя астронавтами, а вечером американская Falcon 9 вывела на орбиту 64 малых спутника. Последний полет особенно значим потому, что первая ступень использовалась повторно уже в третий раз, причем без капитального ремонта. Она не только успешно взлетела, но и благополучно села на морскую платформу.
Таким образом, многоразовые ракеты SpaceX стали многоразовыми не только теоретически (в том смысле, что они способны возвращаться на Землю), но и практически (в том смысле, что действительно используются по несколько раз). Причем ранее Илон Маск заявлял, что без капитального ремонта первая ступень нынешней модификации (Block 5) сможет делать до десяти запусков. С учетом того, что на первую ступень приходится основная часть стоимости всей ракеты, нетрудно догадаться как это скажется на стоимости орбитальных запусков. Причем кроме первой ступени, SpaceX планирует повторно использовать створки головного обтекателя — они хоть и промахнулись мимо сетки, растянутой на другой морской платформе, но тем не менее благополучно приводнились на парашютах и были подобраны.
Поскольку 2018 год близится к завершению, можно подвести предварительные итоги гонки, которая развернулась в космосе между США частной компанией SpaceX и Россией. Вчера они выполнили свои 18-й и 12-й запуски в году соответственно, причем если все полеты SpaceX были успешными, то предыдущая отправка ТПК к МКС завершилась неудачно. До конца года SpaceX и Роскосмос планировали еще по три запуска, таким образом по итогам 2018 счет может составить 21:15 в пользу SpaceX. Причем в эту статистику я не включил испытательный запуск Falcon Heavy, значение которого трудно переоценить — на сегодня это самая тяжелая ракета-носитель в мире.
Таким образом, Роскосмос своему заокеанскому сопернику проигрывает, и проигрывает безнадежно. Такая тенденция наметилась еще в прошлом году, когда счет составил 18:17, с небольшим перевесом в пользу SpaceX. Важно отметить, что в 2017 Роскосмос осуществил 17 запусков из 25 запланированных, а в 2018 похоже выполнит 15 из более чем 30. Именно такую цифру в годовщину исторического полета Юрия Гагарина озвучил глава Роскосмоса Игорь Комаров в эфире «России 24»: «В этом году мы планируем увеличение запусков — более 30«.
Неудачи за прошлый год (фактическую долю экспорта российской ракетно-космической техники в общем мировом объеме 8.5%, вместо плановых 24.5%) руководство госкорпорации объясняет так:
в сегменте космических аппаратов – препятствование оснащению российских КА высококачественной импортной аппаратурой, обусловленное санкционной политикой западных государств, а также падение курса рубля по отношению к мировым валютам;
в сегменте средств выведения – выход частных фирм США при содействии государства на мировой рынок пусковых услуг с демпинговыми ценами космических запусков (в частности фирмы SpaceX с семейством РН Falcon).
Было бы интересно сравнить между собой финансовые показатели Роскосмос и SpaceX, но будучи частной закрытой компанией, последняя такие сведения не раскрывает. Что касается Роскосмоса, то согласно отчету за 2017 год он потратил бюджетных ассигнований на ₽219.4 млрд ($3.3 млрд), заработав при этом ₽56.4 млрд. Соответственно чистый убыток госкорпорации составил ₽163 млрд.
Для сравнения бюджет NASA составляет $19.8 млрд, включая $10 млрд на исследования и разработки, а также $8.2 млрд — на операционную деятельность. Любопытно, что в сегодняшнем интервью РИА Новости руководитель пресс-службы Роскосмоса Владимир Устименко заявил следующее:
Кому-то вовне и внутри страны очень не хочется, чтобы Россия вернула себе лидерские позиции в космосе. Планомерно пытаются сложить образ Роскосмоса как самого большого должника и отрасли, «пожирающей федеральные деньги». Цель — лишить нас поддержки при формировании бюджета отрасли, который сегодня и так почти в 20 раз уступает бюджету НАСА.
Дело в том, что летом глава Счётной палаты Алексей Кудрин сообщил о выявленных в Роскосмосе нарушениях на ₽760 млрд, а в конце прошлого месяца высказался еще более категорично:
Большие проблемы у нас с Роскосмосом. Там есть просто нерациональные траты, нарушения дисциплины всевозможные. Неправильно проводятся процедуры закупок, завышены цены, очень много омертвлено средств на недостроенные объекты или на объекты, которые просто простаивают, не использованы средства на счетах месяцами. Ну а кроме того, несколько миллиардов утрачено — то есть, по сути, своровано.
В сегодняшнем интервью руководитель пресс-службы Роскосмоса объяснил упомянутые Кудриным нарушения на сотни миллиардов рублей неправильно оформленной бумажной отчетностью — тем, что не были вовремя зарегистрированы результаты интеллектуальной деятельности.
Судя по приведенным выше официальным данным NASA и Роскосмоса, их бюджеты за 2017 составляют соответственно $19.8 млрд и $3.3 млрд, следовательно разница в финансировании этих двух ведомств является 6-кратной. На чем основывается заявление Устименко о почти 20-кратной разнице непонятно — возможно речь идет о Федеральной космической программе, бюджет которой в 2017 составил ₽92.5 млрд ($1.4 млрд, 14-кратная разница с бюджетом NASA). Но на мой взгляд такое сравнение не вполне корректно, поскольку Роскосмос реализует несколько федеральных программ (ФКП-2025, ГЛОНАСС, Космодромы-2025) — и так же несколько программ реализует NASA.
В СМИ до сих пор остается открытым вопрос о финансировании NASA компании SpaceX — на это сделан намек и в отчете Роскосмоса (при содействии государства ©). С моей точки зрения в этом есть доля лукавства, поскольку финансированием можно назвать контракт на запуск, например, военных или научно-исследовательских спутников. В отчете самой NASA упоминается заключенный со SpaceX в 2008 году контракт на сумму $1.6 млрд. Он был подписан после того, как стартап Илона Маска при помощи своей первой ракеты, Falcon 1, успешно вывел груз на орбиту. SpaceX доказала свою состоятельность, и NASA, вероятно, частично профинансировала создание Falcon 9 под будущую доставку своих грузов на околоземную орбиту. Это едва ли можно назвать содействием государства (хотя само по себе государственное содействие перспективным стартапам можно только приветствовать) — речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве, в результате которого NASA получила гораздо более дешевые запуски. Как уже рассказывал Gadgets News, приблизительная цена доставки 1 кг полезного груза на геопереходную орбиту у Falcon 9 составляет $11.3-11.4 тыс — всего на 15% дороже российского Протона-М ($9.8 тыс) и намного дешевле других американских аналогов, Atlas V ($25.8 тыс) и Delta IV Heavy ($24.6 тыс).
Демпингует ли SpaceX? Названная выше цена за килограмм полезного груза соответствует как одноразовому, так и многоразовому (с возвращением первой ступени) запуску. Многоразовый позволяет вывести на орбиту больше груза, поскольку в баки не заливается дополнительное топливо для возвращения первой ступени. В результате теряется первая ступень, и стоимость запуска возрастает (с $62 млн до $95 млн) — но при этом она распределяется на больший вес полезного груза (он увеличивается с 5.5 т до 8.3 т, для геопереходной орбиты). В обоих случаях у Falcon 9 получается цена в $11.3-11.4 тыс за килограмм выводимого на ГПО полезного груза.
В марте 2016 Гвинн Шотвелл, президент и главный операционный директор SpaceX, заявила, что повторное использование первой ступени позволит снизить цену на 30%, с $60 млн до $40 млн (соответственно цена на доставку 1 кг на ГПО составит около $7.3 тыс).
В свою очередь согласно цифрам, которые в феврале 2018 озвучил сам Илон Маск, в случае использования FH с сохранением всех трех ускорителей (бустеров) первой ступени цена доставки на ГПО 1 кг полезного груза составит $11.3 тыс (как у Falcon 9), с потерей всех трех ускорителей — $5.6 тыс., с потерей только центрального ускорителя — $4 тыс.
Таким образом, у SpaceX довольно гибкое ценообразование, свидетельствующее о значимости сохранения и тем более повторного использования первой ступени. Но это не исключает того, что во всех этих вариантах компания производит запуски себе в убыток — и в этом смысле занимается демпингом. Можно предположить, что она придерживается расписанного на годы вперед бизнес-плана, согласно которому нынешняя цена запуска рассчитана с учетом повторного использования первой ступени (и головного обтекателя) в будущем. Например, если фактическая себестоимость запуска сегодня — $100 млн, а благодаря 10-кратному использованию первой ступени в будущем составит $20 млн, то вполне разумно изначально продавать эти запуски за $60 млн или $40 млн — в расчете на то, что будущая прибыль перекроет нынешние убытки.
Но даже в этом случае то, что выглядит как демпинг сегодня, вовсе не является таковым в долгосрочной перспективе. Нечто подобное происходит с другой возглавляемой Илоном Маском компанией, Tesla — как рассказывал Gadgets News, производитель первого в истории массового электромобиля впервые получил крупную прибыль ($312 млн) только в 3 кв 2018 — до этого все последние годы он не вылезал из убытков (за 1 кв 2018 они составили $710 млн).
Ну а что потом? Если не брать во внимание самый масштабный, но долгосрочный проект SpaceX — создание и оправку на Марс сверхтяжелой ракета-носителя BFR, то в обозримом будущем состоится пилотируемый полет на МКС. До сих пор созданный SpaceX корабль Dragon выполнял только грузовые перевозки — кстати на сегодня это единственный в мире многоразовый (способный возвращаться на Землю) грузовой челнок. Людей на МКС пока доставляют только российские ракеты — в частности, как уже говорилось выше, вчерашний запуск Союз-ФГ отправил туда трех астронавтов. Но в следующем году SpaceX планирует осуществить сначала опытный, а потом и рабочий запуск Falcon 9 с новой, пилотируемой версией своего многоразового корабля, Dragon 2 (Crew Dragon). В случае очередного успеха SpaceX, монополия России на доставку людей на МКС будет подорвана, что еще больше увеличит отставание Роскосмоса от SpaceX. NASA вполне открыто провозглашает намерение избавиться от российской монополии и объявила о контракте с компанией Илона Маска на сумму $2.6 млрд, в рамках которого и ведется разработка Dragon 2. Кстати аналогичный контракт, но уже на сумму $4.2 млрд, был заключен с другой аэрокосмической компанией, Boeing (на создание космического корабля CST-100 Starliner).
Как бы то ни было, мы стали свидетелями истории поразительного успеха небольшого стартапа, проделавшего путь от первого (и закончившегося аварией) запуска Falcon-1 в 2006 до ведущего игрока на рынке орбитальных запусков, который по итогам 2018 заметно превзойдет нашу страну по их количеству.
Конечно, своими достижениями компания в немалой степени обязана более щедрому, по сравнению с Роскосмосом, бюджету NASA, которая выделяла SpaceX финансирование под разработку будущих ракет. Свою роль сыграло и везение — успешным стал лишь четвертый запуск Falcon 1, и по словам Илона Маска созданная им компания едва ли продолжила существование, если бы и четвертый запуск оказался неудачным. Да и самой Falcon 1 возможно никогда бы не было, если в 2002 году не сорвалась сделка по покупке в России баллистических ракет для отправки на Марс подопытных мышек… Консультант из NASA, сотрудничавший со SpaceX, отмечал две любопытные особенности этой компании: быстрое принятие решений и запуск проектов с относительной небольшой вероятностью успеха. С одной стороны это делает её гораздо более уязвимой, по сравнению с неповоротливыми и забюрократизированными гигантами вроде Boeing, Lockheed Martin или АО «РКЦ „Прогресс“, действующими по принципу «тише едешь — дальше будешь». А с другой именно такая рискованная стратегия, в случае везения, может обернуться большим успехом — что мы и видим на примере SpaceX.
Но и конечно же не стоит недооценивать роль личности в истории — сочетание в одном человеке столь ярких инженерных и управленческих талантов, как это имеет место в случае с Илоном Маском, встречается довольно редко.
Но пожалуй куда большую роль в этой истории успеха сыграли два других фактора. Во-первых, это среда, которая в США к частному предпринимательству располагает куда в большей степени, чем в той же России. И это касается не только SpaceX — гаражные стартапы вроде Apple, Microsoft или Google едва ли смогли вырасти в богатейшие компании мира, если бы к ним в гаражи с регулярными проверками наведывались санэпидемстанция, противопожарная служба, налоговая инспекция… Если бы они подвергались рейдерским захватам, если бы у них «отжимали» бизнес сотрудники силовых структур.
А во-вторых надо отметить, что американские олигархи покупают не только дворцы, пентхаусы, яхты или футбольные клубы. Не будем забывать, что инвестируя в SpaceX и Tesla, Илон Маск рисковал всем своим состоянием — очевидно денежная сторона вопроса его интересовала несколько меньше, чем реализация своей мечты. Можно вспомнить пример и более осторожного подхода — Blue Origin Джеффа Безоса. Состояние основателя Amazon оценивается в $145 млрд, из которых он ежегодно выделяет на финансирование космического стартапа по миллиарду долларов. Знаете ли вы хотя бы одного российского олигарха с подобными увлечениями? А ведь их общее состояние перевалило за $480 млрд (если брать предпринимателей с капиталом не менее полумиллиарда долларов).
Конечно, было бы несправедливо упрекнуть всех олигархов в том, что они озабочены исключительно жаждой наживы, тем более что по мере относительного удовлетворения этой жажды у некоторых людей появляются более возвышенные запросы. Одни из них занимаются благотворительностью, другие финансируют перспективные наукоемкие стартапы. В конце концов, снижение стоимости орбитальных полетов, не говоря уже о колонизации Марса, явно не относится к числу самых актуальных проблем человечества. Да и состояние, о котором идет речь, по большей части представлено акциями компаний, которыми владеют эти предприниматели — в яхты с футбольными клубами там вложено относительно немного. Но это не отменяет тот факт, что в российском большом бизнесе особого интереса к космосу никто не питает. Это также стало одной из причин отсутствия в нашей стране частных компаний, способных бросить вызов как Роскосмосу, так и его заокеанскому сопернику.
Источники:
Годовой отчет Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» за 2017 год
Федеральные целевые программы России (Министерство экономического развития РФ)
Финансовый отчет NASA за 2017
Интервью руководителя пресс-службы Роскосмоса Владимир Устименко
Россия выполнит в 2018 году более 30 запусков в космос
Запуски за 2018 год (Роскосмос)
SpaceX says reusable stage could cut prices 30 percent (SpaceNews.com)