Коботы Nvidia: следующее поколение современных роботов

SEA-Robotics

Компания Nvidia объявила об открытии в американском Сиэтле новой лаборатории, которая займется проектированием роботов нового поколения, т.н. коботов (cobots, от collaborative robotics, совместная робототехника). Название подразумевает способность роботов интерактивно взаимодействовать с людьми и реагировать на изменения в окружающей среде — в отличие от нынешних промышленных роботов, которые выполняют только фиксированный набор повторяющихся и одинаковых операций. В AI Robotics Research Lab пока работают 14 исследователей, к середине года эту цифру планируют довести до полусотни, объединив в единой команде специалистов разного профиля: в области робототехники, компьютерного зрения, взаимодействия между человеком и роботом, глубокого обучения. Возглавляет эту команду Дитер Фокс, ведущий немецкий робототехник, профессор кафедры компьютерных наук и инженерии в Вашингтонском университете (Сиэтл) и старший директор исследований робототехники в Nvidia.

В настоящее время лаборатория работает над дюжиной проектов, главным среди которых является кухонный манипулятор. В его задачи входят уборка кухни и помощь в приготовлении еды. Пока это сводится на набору довольно примитивных операций, вроде извлечения упаковки с продуктами из кухонного шкафа, или наоборот, возвращения её на место. Но на уровне современных технологий выполнять их совсем не просто, поскольку требуются распознавание объектов (причем в разных ракурсах и при разном освещении) и ориентация в изменяющемся трехмерном пространстве. Для навигации в пределах кухни применяется мобильная платформа Jetson, а для принятия решений (inference) в режиме реального времени — стационарные графические ускорители Titan. Обучение производится на базе фреймворка PyTorch, ускоренного с помощью библиотеки cuDNN.

На фоне недосягаемой пока сложности работы на кухне, может показаться парадоксальным, что системы т.н. искусственного интеллекта уже давно обыгрывают любого чемпиона в шахматах, а с недавних пор — и в игре го. Т.е. то, что нам представляется примитивным и простым, современным роботам недоступно, и наоборот — в том, что мы считаем признаком высокого интеллекта, компьютеры значительно превосходят человека. Объясняется это довольно просто — игры вроде шахмат или го описать на абстрактном языке математики значительно проще, чем, например, мытье грязной посуды. То же самое можно сказать и про ведение осмысленной беседы между человеком и компьютером — для нынешних систем ИИ это по-прежнему непосильная задача.

Наряду с космосом, нынешнее состояние робототехники — вероятно одно из самых больших разочарований нашего времени. Пару поколений назад немало фантастов и даже ученых проецировали на разумных машин будущего вполне человеческие интеллект и моторику. Поэтому в советском научно-популярном фильме 1977 года «Кто за стеной?» системы искусственного интеллекта 2000 года успешно справляются с тестом Тьюринга, но не способны обыграть в шахматы гроссмейстера. А в футурологическом прогнозе на 2019 год Айзек Азимов накануне 1984 года видел роботов привычной частью домашнего быта (явно имея в виду нечто большее, чем «умный» пылесос).

Nvidia