Neurable представила первый интерфейс мозг-компьютер для виртуальной реальности
30 июля расквартированный в Бостоне (США) стартап Neurable объявил о создании первого в мире, как он утверждает, интерфейса мозг-компьютер для устройств виртуальной реальности. В его основу легли две технологии: энцефалограмма и искусственный интеллект. Специальные датчики считывают с головы т.н. вызванные потенциалы, связанные с событием (или когнитивные вызванные потенциалы) — электрическую (силой в несколько микровольт) реакцию мозга на выполнение некоей умственной задачи. В свою очередь на базе искусственного интеллекта происходит машинное обучение — закрепление полученных от мозга сигналов за соответствующими действиями и предметами.
Обучение занимает немного времени и в описании испытуемого выглядит следующим образом. Перед ним в виртуальном пространстве вращается группа объектов. Всякий раз, когда приближался и останавливался некий объект, испытуемому предлагали сосредоточиться на нем и мысленно его схватить. Затем начался процесс тестирования: испытуемый думал об одном из этих предметов, после чего тот приближался к нему. Испытуемый при этом старался на него не смотреть (хотя в этом не было нужды — на время тренировки и тестирования отслеживание взгляда было отключено), но всякий раз к нему приближался требуемый предмет. Точнее в одном случае из шести произошла ошибка, но в этот момент кто-то заговорил с испытуемым и отвлек его внимание — сосредоточившись повторно, он получил задуманное.
Вслед за этим испытуемый поиграл в первую игру, созданную специально для этой технологии — Awakening («Пробуждение»), сюжет которой навеян научно-фантастическим телесериалом «Очень странные дела». Её главный герой — ребенок, над которым проводятся эксперименты в научной лаборатории. Обнаружив в себе способности к телекинезу, он применяет их, чтобы вырваться из заточения. По словам игравшего, он мог мысленно брать те или иные предметы и использовать их по назначению — например, кидать в приближающегося робота.
Первый рабочий прототип мысленного интерфейса реализован на базе очков виртуальной реальности HTC Vive (по многим отзывам — лучшего устройства в этой категории), в ремни которых встроены датчики для считывания энцефалограммы. Компания Neurable разработала его совместно c испанской компанией Estudiofuture, которая занимается виртуальной реальностью, а также германской SensoMotoric Instruments (SMI). Последняя создала для этой системы технологию отслеживания взгляда (она будет применяться наравне с «чтением мыслей»), причем по слухам недавно была приобретена компанией Apple.
Любопытно, что столь революционная технология была создана в недрах совсем небольшой компании — в Neurable работает всего 13 сотрудников, а под эту разработку она получила $2 млн. На базе своей платформы машинного обучения стартап написал совместимый с игровым движком Unity набор средств разработки (SDK), на базе которого разработчики могут создавать новые приложения.
Получит ли новый интерфейс распространение в очках виртуальной и дополненной реальности пока сказать трудно, но в сочетании с отслеживанием взгляда, голосовыми командами и традиционными ручными контроллерами выглядит он очень перспективно. Хочется верить, что помимо развлекательной индустрии, на базе которой по коммерческим соображениям будет усовершенствована данная технология, интерфейс мозг-компьютер найдет широкое применение и в жизни парализованных людей.