Tesla Cybertruck против Ford F-150: что было не так в перетягивании каната?
Вчера на популярном YouTube-канале Engineering Explained вышел ролик с подробным комментарием нашумевшего противостояния между электрическим пикапом Tesla Cybertruck и бензиновым Ford F-150. Видео этого противоборства Илон Маск показал на своей презентации, и с тех пор не утихают споры относительно того насколько честно проходило перетягивание каната и как следует расценивать его результаты.
Автор опубликованного на Engineering Explained ролика начинает с опровержения массового, как он считает, заблуждения про большой крутящий момент (он же — момент силы) электромобилей, из-за которого победа Tesla Cybertruck якобы была неизбежной. Он утверждает, что коэффициент передачи трансмиссии (за счет которого увеличивается радиус рычага и, соответственно, крутящий момент) у автомобилей с ДВС намного больше. В случае с Tesla Cybertruck и Ford F-150 соотношение получается около 33 vs 10. Поэтому, продолжает автор, переданный на колеса крутящий момент электрического пикапа не больше, чем у Ford F-150.
Далее автор ролика анализирует т.н. силу нормальной реакции, с которой автомобили движутся в противоположных направлениях. Она представляет собой произведение массы на коэффициент трения шин (которые автор предлагает считать равными). Масса F-150 составляет 2.3 т, а массу Cybertruck автор оценивает в как минимум 2.7 т. По визуальным впечатлениям автора (против движения вращается только задняя пара колес), Cybertruck является не полноприводным, а заднеприводным. Поскольку на заднюю ось приходится около 40% массы F-150, в расчете силы участвует только 2.3 т x 40% = 0.9 т. Общий вес Cybertruck и F-150 составляет 2.3 + 2.7 = 5 т, под условным углом в 5° (пикап Tesla движется в гору) сила гравитации, помогающая F-150, составляет 5 т x sin 5° = 5 т x 0.087 = 0.4 т. Таким образом, превосходство Cybertruck в весе составляет 2.7 — 0.4 — 0.9 = 1.4 т. Именно этим превосходством автор видео и объясняет победу электропикапа Tesla. Как еще короче пояснил в Твиттере известный популизатор науки Нил Деграсс Тайсон, большой вес обеспечил Cybertruck лучшее сцепление колес с дорогой, поэтому для демонстрации реальных возможностей их надо было нагрузить по максимуму. И конечно же поставить против полноприводного(?) Cybertruck полноприводную, а не заднеприводную версию Ford F-150.
Маск на это ответил: «Электродвигатели также имеют безумный крутящий момент. Если мы загрузим оба пикапа по максимуму, электрический все рано выигрывает. Физика — это закон, все остальное — рекомендация».
С аргументами скептиков трудно спорить, однако история с перетягиванием имела довольно странное продолжение. Один из топ-менеджеров Ford, Санни Мадра, написал Маску: «Эй, пришлите нам Cybertruck, и мы сделаем для вас сравнение яблок с яблоками». «Давайте», согласился Маск. Но пресс-секретарь Ford в своем письме ресурсу TechCrunch предложение топ-менеджера компании фактически дезавуировал. «Твит Санни был шуткой, целью которой было показать абсурдность видео Tesla, ничего более… Выпуская самый продаваемый пикап Америки уже 42 года, мы всегда сфокусированы на обслуживании клиентов вне зависимости от того, что говорят или делают другие. Мы с нетерпением ждем гибридную версию F-150 в следующем году и электрическую — через несколько лет».
Летом Ford действительно продемонстрировал прототип электрической версии своего популярного пикапа. Но что любопытно, в рамках этой демонстрации Ford сделал акцент на тех же тяговых возможностях, что и Tesla в случае с Cybertruck. Электрический Ford F-150 сдвинул и потянул за собой состав весом почти в полмиллиона тонн, тогда как, напоминаю, максимальный вес буксируемого груза у бензиновой версии составляет всего 6 т.