Tesla объявила об испытаниях собственного процессора
Вчера состоялась телефонная конференция Tesla, посвященная финансовым результатам за 2 кв 2017. К ним мы еще вернемся, а пока главная новость — директор компании Пит Бэннон заявил, что разрабатываемый Tesla процессор уже создан и проходит испытания на дорогах в рамках 3-й поколения автопилота Tesla. Принявший участие в конференции Илон Маск заявил, что этот процессор на порядок лучше того, что можно приобрести сегодня. В частности, он способен обрабатывать 2000 кадров в секунду (очевидно, поступающих с бортовых видеокамер) против 200 кадров у используемого в автопилоте 2-го поколения графического ускорителя Nvidia.
Автопилот 2-го поколения применяется с октября 2016 и, как уже рассказывал Gadgets News, задействует компьютер Nvidia Drive PX 2. Сравнивая с ним процессор Tesla, Маск несколько лукавит, поскольку год спустя Nvidia представила гораздо более производительный компьютер, позиционируемый ею для полностью беспилотных автомобилей, Drive PX Pegasus — его быстродействие составляет 320 TOPS (операций глубокого обучения в секунду) против 20 TOPS у Drive PX 2.
По словам Илона Маска, чип был создан с нуля и на аппаратном уровне заточен под ускорение нейросетевых вычислений. В этом отношении он вероятно напоминает Google TPU — тензорный процессор, чье 3-е поколение было анонсировано в мае этого года. Его быстродействие в TOPS пока неизвестно, а в операциях с плавающей точкой оно составляет 420 терафлопс с точностью FP16 — что номинально в 26.25 раз превышает скорость Drive PX 2 (8 терафлопс с точностью FP32, или, расчетно, 16 терафлопс с точностью FP16). К сожалению, энергопотребление процессора Tesla, равно как и Google TPU 3.0, неизвестно. Для сравнения, у компьютера Drive PX 2 оно составляет 80 Вт (версия 2017 года), у обладающего такой же производительностью (20 TOPS) Drive PX Xavier — 20 Вт, а Drive PX Pegasus (320 TOPS) — целых 500 Вт, что для электромобиля довольно многовато.
Обновление на автопилот Tesla 3-го поколения запланировано на следующий год. Между прочим именно в 2019 компания рассчитывает получить полностью беспилотный автомобиль. С моей точки зрения эти сроки излишне оптимистичны — большинство автопроизводителей рассчитывают сделать это к 2021 году, причем и тогда почти наверняка «полностью беспилотные» автомобили будут оснащены ручным управлением, к которому придется прибегать в особо сложных ситуациях.
Что касается финансовых результатов Tesla за 2 кв 2018, то они показали рекордную выручку с рекордными же убытками. Благодаря модели Tesla 3 продажи и лизинг автомобилей выросли с прошлого года на 23%, составив $3.36 млрд. За 2 кв 2018 заказчикам было отгружено 22.3 тыс. моделей Model S и Model X, а также 18.5 тысяч моделей Model 3. Продажи последней на территории США в июле превысили продажи BMW 3-й серии, Audi A4, Mercedes C-класса, Lexus IS и Jaguar XE вместе взятых. Все эти модели Tesla позиционирует в качестве седанов среднего размера в премиум-сегменте, а саму Tesla 3 пока продает в модификациях, цена которых превышает $49 тыс. (при том, что цена Tesla 3 в базовой конфигурации — $35 тыс). В настоящее время Tesla 3 выпускаются в количестве 5 тыс. экземпляров в неделю, но в следующем году компания рассчитывает удвоить эту цифру.
А вот выручка от генерации электроэнергии снизилась на 9%, до $0.37 млрд. В свою очередь выручка от сервисов почти не изменилась и составила $0.27 млрд. Общая сумма выручки за 2 кв 2018 составила таким образом $4 млрд., что на $0.6 млрд. превышает 2 кв 2018. Выросла и валовая прибыль (разница между выручкой и себестоимостью), с $0.46 млрд. до $0.62 млрд. Но к сожалению, пока эта валовая прибыль с лихвой перекрывается операционными расходами и процентами по кредитам, поэтому в результате чистые убытки компании остаются по-прежнему огромными. Во 2 кв 2018 они составили $0.74 млрд., что немногим меньше убытков за предыдущий период.
Не лучшим образом финансовое состояние Tesla характеризует и значительное сокращение резервов — с начала года сумма денежных средств компании уменьшилась с $3.37 млрд. до $2.24 млрд. Одновременно с этим запасы увеличились с $2.26 млрд. до $3.3 млрд. (за счет производственных запчастей или уже собранных автомобилей — неясно), а предоставленные в лизинг автомобили сократились с $4.12 млрд. до $2.82 млрд.