Tesla Semi поступил в продажу — вопреки прогнозам Билла Гейтса [обновление]
Вчера стартовали официальные продажи первого электрического грузового тягача Tesla, Semi. Он был анонсирован пять лет назад, в ноябре 2017, а его релиз был запланирован на 2019. Эти сроки переносились дважды — сначала на прошлый год, потом на нынешний. Запас хода Tesla Semi (согласно компании, он был подтвержден в полевых испытаниях) — 800 км при полной нагрузке (36 т, максимально допустимая в США масса для тягачей с полуприцепом). Разгон почти до 100 км (60 миль, т.е. 96.56 км) — за 20 сек, потребление электроэнергии — менее 2 кВт⋅ч на милю, т.е. 124 кВт⋅ч на 100 км (620 кВт⋅ч на поездку на одной полной зарядке).
Идея производства электрического тягача с такими характеристиками некоторыми была встречена скептически. В феврале 2018 года глава подразделения, занимающегося производством грузовиков в компании Daimler (крупнейшего в мире производителя), Мартин Даум (Martin Daum) заявил следующее (цитируется по Bloomberg):
Если Tesla действительно выполнит это обещание, мы, очевидно, купим два [их] грузовика — один для разбора, другой для тестирования, потому что если это произойдет, то значит что-то прошло мимо нас… Но пока что [для обеих компаний] действуют одни и те же законы физики.
Сама Daimler примерно тогда же анонсировала электрическую версию Actros с запасом хода 200 км, правда в сентябре этого года представила его улучшенную версию eActros LongHaul уже на 500 км (а с оснащенным батареей полуприцепом — 800 км). Что, однако, по-прежнему существенно меньше, чем 800 км у Tesla Semi. Причем производство электрического тягача Mercedes-Benz стартует только в следующем году. Однако примечательно, что именно Mercedes-Benz Vision EQXX может похвастать самым большим в мире среди электромобилей запасом хода в 1.2 тыс км при емкости батареи 100 КВт⋅ч. В свою очередь запас хода электрического тягача Nikola Tre — 530 км (с батареей на 733 кВт⋅ч), а 40-тонного Volvo FH — 350 км. Таким образом, электрический тягач Tesla не только превзошел ожидания скептиков, но и оказался лучшим в своем классе.
Еще более категорично относительно будущего электрических грузовиков в августе 2020 высказался человек, далекий от автопрома, но по-своему вполне авторитетный — Билл Гейтс:
Проблема в том, что батареи большие и тяжелые. Чем больше вес, который вы пытаетесь переместить, тем больше батарей вам нужно для питания автомобиля. Но чем больше батарей вы используете, тем больше вес — и тем больше энергии вам нужно. Даже при большом прорыве в технологии аккумуляторов электрификация, вероятно, никогда не станет практичным решением для таких вещей как 18-колесные полуприцепы, грузовые суда и пассажирские самолеты. Электричество работает, когда нужно преодолеть короткие расстояния, но для тяжелых, дальнемагистральных транспортных средств нам нужно другое решение.
Если сравнивать с традиционными дизельными тягачами, то средний расход топлива с нагруженным полуприцепом составляет около 35-50 л на 100 км. При объеме бака в 400 л запас хода на одной заправке составит 800-1140 км, что делает Tesla Semi вполне «дальнобойным» тягачом.
Открытым остается вопрос о стоимости зарядки — в условиях большой волатильности цен на электроэнергию (во всяком случае в Европе) оценить преимущества или недостатки электрических грузовиков крайне сложно. Сама Tesla оценивает экономию на топливе в $200 тыс (цена хорошего тягача) за 3 года. Цена дизеля в США — $5 за галлон (3.8 л). Соответственно при расходе 40 л на 100 км получается чуть больше $50. При заявленных Tesla 2 кВт⋅ч на милю (124 кВт⋅ч на 100 км) и тарифе 8 центов за кВт⋅ч получается меньше $10 на 100 км — разница в пользу Tesla Semi более чем существенная. Из расчета 70 тыс км пробега в год экономия за три года составит $84 тыс. Это значительно меньше указанной на сайте Tesla экономии в $200 тыс, но также весьма существенно. Впрочем, об экономии на дизельном топливе уместно говорить только в случае, когда эта экономия превышает разницу в цене между дизельным тягачом и Tesla Semi — а цена последнего до сих пор не объявлена.
ОБНОВЛЕНИЕ: В день публикации этого материала Илон Маск сообщил, что текущий расход электроэнергии — 1.7 кВт⋅ч на милю (106 кВт⋅ч на 100 км), с явной перспективой выхода на 1.6 кВт⋅ч (99 кВт⋅ч на 100 км), возможно даже 1.5 кВт⋅ч (93 кВт⋅ч на 100 км). В этом случае расход составит от $8.48 до $7.44 на 100 км (при тарифе 8 центов за кВт⋅ч).
Ну и наконец скорость зарядки. Для Tesla Semi (а также еще не поступившего в продажу Cybertruck) предусмотрена 1 МВт зарядка. Ранее в Tesla заявляли, что на 70% (соответственно 560 км) тягач можно зарядить за полчаса. И это как раз минимальное время, которое полагается американским дальнобойщикам на отдых после 8 ч непрерывной поездки. При средней скорости в 70 км/ч водитель за 8 ч покрывает искомые 560 км, поэтому с точки зрения нашего поверхностного анализа продолжительное, по сравнению с дизельными грузовиками, время зарядки Tesla Semi представляется вполне приемлемым — при наличии достаточно развитой инфраструктуры зарядных станций.