Очередное исследование утверждает, что вклад электрических автомобилей в глобальное потепление меньше, чем у бензиновых
Основанная полвека назад выходцами из Массачусетского технологического института некоммерческая организация Союз обеспокоенных ученых (Union of Concerned Scientists, UCS) опубликовала отчет с результатами исследования одного из аспектов экологичности традиционных и электрических автомобилей. Речь идет об их вкладе в глобальное потепление (в исследовании оно измеряется в милях на условный галлон бензина) в течение всего срока жизненного цикла, от производства до эксплуатации. Потребляемое бензиновыми автомобилями топливо рассчитывается начиная с нефтедобычи, а потребляемая электромобилями энергия — начиная с добычи топлива (уголь, газ и т.д.) для электростанций.
Согласно полученным выводам, 90% населения США живет в регионах, где средний электромобиль эквивалентен бензиновому автомобилю, который расходует 2.6 литра топлива на 100 км (91 миля на галлон), тогда как у самых эффективных бензиновых автомобилей — 4 литра топлива на 100 км (59 миль на галлон). А например у Tesla Model 3 (Standard Range Plus) этот показатель достигает и вовсе 1.5 л на 100 км (152 мили на галлон).
Как уже рассказывал Gadgets News, электромобили вреднее в производстве, но экологичнее в эксплуатации — согласно UCS, в воздействии на глобальное потепление электромобили с запасом хода 300 миль (483 км) достигают паритета с бензиновыми после 34 тыс км пробега, или 22 мес эксплуатации. В случае с популярными в США пикапами этот паритет наступает даже раньше, через 28 тыс км. Средний срок эксплуатации автомобилей в США в данном исследовании не приводится, но согласно свежему отчету S&P Global Mobility, он составляет чуть больше 12 лет. Таким образом, первые полтора-два года эксплуатации электрический автомобиль вреднее бензинового, но за последующие десять лет его вклад в глобальное потепление существенно меньше.
Вопрос экологичности электромобилей — один из самых злободневных на сегодня, и конечно он вовсе не исчерпывается вкладом в глобальное потепление (которое в свою очередь далеко не исчерпывается легковым автотранспортом и вообще углекислым газом). Бензиновые автомобили вредят экологии выбросами оксидов углерода и азота, а более тяжелые, по сравнению с бензиновыми, электромобили — повышенными стиранием шин и оставшимися после переработки аккумуляторов металлами. Помимо различий в условиях производства и утилизации тех или иных моделей, большое значение имеют источники электроэнергии. В тех же США на грязный уголь приходится всего 18% генерации (апрель 2022), тогда как в Китае — 62%, Индии — 74% (2021). Одна из самых подходящих стран для электромобилей — Норвегия, где на электромобили (BEV) пришлось 79% июньских продаж. Напомню, что 96% электроэнергии в этой стране производится относительно экологичным способом (90% — ГЭС, 6% — ветряки).
Еще один немаловажный фактор — эффективность батареи. Самые впечатляющие успехи в этом отношении показал Mercedes-Benz Vision EQXX — будучи оснащенным 100 КВт⋅ч батареей, он проехал 1.2 тыс км, т.е. израсходовал чуть больше 8 КВт⋅ч на 100 км. Для сравнения, расход электроэнергии по среднему электромобилю в США, согласно исследованию UCS, составляет 19 КВт⋅ч на 100 км (0.31 КВт⋅ч на милю). Vision EQXX не планируется выпускать серийно, но демонстрация подобных технологий уже сегодня позволяет надеятся на то, что в обозримом будущем углеродный след от электромобилей будет сокращаться. И конечно главную роль в этом будет играть переход на относительно чистые источники энергии. Применительно к США авторы исследования утверждают, что если к 2035 году доля возобновляемой энергии в этой стране достигнет 95% от всей генерации, то условный расход бензина у электромобилей достигнет 0.5 л на 100 км (500 миль на галлон).