30 лет назад появился Mac [update]

По такому знаменательному случаю наши коллеги из 9to5Mac подготовили инфографику с моделями семейства Mac: от первого Apple Macintosh до нынешнего Mac Pro. Но сначала напомним о событиях непосредственно 24 января 1984 года.

В этот день состоялся релиз Apple Macintosh — первого в истории персонального компьютера с графическим оконным интерфейсом и мышью. Как и в случае с более знакомым современному поколению iPhone, именно в удобстве интерфейса заключалась значимость и заслуженная популярность этой модели — до нее взаимодействие с ЭВМ осуществлялось исключительно в режиме командной строки. Справедливости ради надо заметить, что мышь с графическим интерфейсом были разработаны не в Apple (и тем более не в Microsoft, чья Windows с оконным интерфейсом получила еще большее распространение), а в компании Xerox. Однако, вопреки распространенному стереотипу, Стив Джобс не украл эту идею. В соответствии с достигнутым между компаниями соглашением, Xerox приобрела 100 тыс. акций Apple по льготной цене $10 долларов за акцию в обмен на демонстрацию своих новейших разработок — одной из которых и были графический интерфейс с компьютерной мышью. При этом заимствована и усовершенствована была сама идея — программный код и дизайн инженеры Apple разрабатывали самостоятельно. Впоследствии Xerox пыталась отстоять свои авторские права на оконный интерфейс в судебном порядке, но проиграла процесс.

Цена первого Macintosh составляла $2,495, что эквивалентно нынешним $5,600. За эту сумму счастливый обладатель получал компьютер, оснащенный процессором Motorola 68000 8 МГц, 128 Кб ОЗУ, 64 Кб ПЗУ и 9-дюймовым монохромным ЭЛТ-дисплеем с разрешением 342 x 512. Для сравнения нынешний Mac Pro в максимальной конфигурации имеет «под капотом» Intel Xeon E5 с 12-ю ядрами по 2.7 ГГц, 64 Гб ОЗУ, два графических процессора AMD FirePro D700, 1 ТБ дисковой памяти и возможность одновременного подключения шести мониторов с разрешением 2,160 x 3,840.

Релиз Apple Macintosh (с обновлением конфигурации в последующих моделях, его обычно называли Macintosh 128K) сопровождался минутным, но одним из самых ярких роликов в истории рекламы. В нем, с явным намеком на засилье IBM в компьютерном отрасли, обыгрывается мрачная атмосфера из антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» и дается обнадеживающий ответ на вопрос почему 1984 не будет таким, как «1984». Как и подобает всем культовым творениям, ролик неоднократно становился объектом пародий: