ARM: к концу 2017 мобильные устройства догонят Xbox One и PlayStation 4

На проходящей в эти дни в Амстердаме конференции Casual Connect курирующий развитие экосистемы британской ARM директор компании Низар Ромдан (Nizar Romdan) сделал интересное заявление. По его словам, к концу 2017, т.е. через полтора-два года, разрабатываемые ARM совместно с Nvidia, Samsung и Texas Instruments мобильные процессоры по уровню графической производительностью сравняются с настольными игровыми приставками последнего поколения, PlayStation 4 и Xbox One. «Мобильное железо уже мощное«, добавил он, «если вы возьмете сегодняшние топовые смартфоны или планшеты, их производительность уже лучше, чем у Xbox 360 и PlayStation 3. Она быстро догоняет Xbox One и PlayStation 4«.

Впрочем, как мы уже неоднократно отмечали, одной только производительности мало. Можно отметить следующие проблемы на пути появления приложений, достойных уровня современной и будущей мобильной аппаратной платформы:

1) Названные игровые консоли представляют собой две вполне конкретные платформы — в отличие от сотен моделей смартфонов и планшетов, каждая со своим железом и прошивкой. При этом низкоуровневые API для мобильных операционных систем, как и для ПК, только-только появляются. А это значит, что создавать качественные игры для всего этого многообразия, да еще и силами высокоуровневых API (ограничивающих возможности разработчиков по оптимизации программного кода под конкретное железо) значительно сложнее.

2) Игры для приставок намного дороже даже игр для ПК — о мобильных приложениях и говорить нечего. По этой причине разработчики слабо заинтересованы в качественном портировании дорогих десктопных приложений на мобильные операционные системы, где они будут стоить в несколько раз меньше. В свою очередь поднять цены в мобильных магазинах до уровня десктопных тоже проблематично. Например в App Store вообще отсутствует возможность временного бесплатного пользования скачанным приложением, тогда как для ознакомления со многими десктопными приложениями отводятся две недели или даже месяц.

3) Большинство мобильных игр относятся к категории казуальных, в которые играют от случая к случаю в течение коротких промежутков времени.

4) Управление игровым процессом на смартфоне или планшете осуществляется исключительно через мультитач-дисплей, тогда как у пользователей консолей и ПК в распоряжении имеются геймпад или мышь с клавиатурой.

Правда, последнее ограничение, по мнению Низара Ромдана, позволят обойти устройства виртуальной реальности — игровой процесс в них будет выглядеть одинаково как на мобильной, так и на стационарной платформе. По оценкам Digi-Capital, рынок игр виртуальной реальности к 2020 достигнет $15 млрд. — по сравнению с $30 млрд. рынком мобильных игр на сегодняшний день.

Как я уже говорил в предыдущей публикации на эту тему, даже если топовые модели с архитектурой ARM к 2018 году выйдут на уровень приставок Xbox One и PlayStation 4, вряд ли стоит расчитывать на появление мобильных игр хотя бы уровня Xbox 360 и PlayStation 3. На мой взгляд, некоторые шансы в этом отношении имеются лишь у мобильных устройств, оснащенных x86-процессорами и десктопной версией Windows 10 — к 2018 году недорогие мобильные процессоры Intel как раз достигнут уровня, позволяющего играть в игры уровня PS3/Xbox 360. Но и для их успеха одной производительности, конечно, будет недостаточно. Появление в мобильном сегменте таких игр станет возможным как минимум при наличии массового рынка смартфонов с десктопным Windows, адаптированным к мультитач-дисплеям, а также готовности разработчиков за умеренную плату выпускать редакции старых игр с мобильным интерфейсом.