Концерн Daimler объявил о прекращении разработки новых ДВС

Я тебя породил, я тебя и убью! («Тарас Бульба», Н.В. Гоголь)

Немецкий журнал Auto Motor und Sport сообщил на днях, что главный директор по дизайну концерна Daimler, Маркус Шэфер, объявил о прекращении компанией разработок в области двигателей внутренного сгорания. По словам топ-менеджера, эти исследования сворачиваются в рамках фокусирования концерна на электрификации, а именно разработке электродвигателей и аккумуляторов.

По иронии судьбы один из основателей компании, Готлиб Даймлер, вместе со своим партнером, Вильгельмом Майбахом, сыграл ключевую роль в создании бензиновых ДВС. В 1885 они сконструировали свой первый двигатель, а в 1890 году основали компанию Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG). В 1926 году в результате слияния с Benz & Cie она была реформирована в концерн Daimler-Benz, ныне именуемый Daimler AG. С тех пор в недрах концерна было разработано множество превосходных ДВС, ставших эталоном качества в автомобильной индустрии. И вот теперь этому приходит конец. Кстати, год назад с похожим заявлением выступил другой немецкий автогигант, Volkswagen. В 2026 он выпустит последнее поколение автомобилей на ДВС. На электрификацию и разработку автопилота в течение ближайших пяти лет этот концерн планирует потратить $50 млрд.

 Шестицилиндровый бензиновый двигатель Mercedes-Benz M256

И хотя споры о преимуществе электромобилей перед автомобилями на ДВС не прекращаются до сих пор, всё более очевидным становится тот факт, что будущее за электротранспортом. Причин тому немало:

  • электродвигатели намного проще в устройстве и долговечнее в эксплуатации, компактнее и легче;
  • тормозные колодки почти не изнашиваются, поскольку обычно хватает рекуперативного торможения — при его включении магнитное поле системы рекуперации начинает противодействовать вращению мотора, замедляя автомобиль и регенерируя электричество (и таким образом подзаряжая батарея);
  • у электродвигателей значительно выше КПД;
  • у электромобиля отсутствуют карданный вал и бензобак — расположение аккумулятора в высвободившемся пространстве делает электромобиль более устойчивым и маневренным, а отсутствие тяжелого и жесткого двигателя спереди (его заменяет дополнительный багажник) амортизирует лобовое столкновение и повышает безопасность электромобиля;
  • электродвигатели работают практически бесшумно — хорошо и водителю с пассажирами, и жителям домов с окнами на улицу;
  • на электромобиле комфортнее ездить и проще управлять — многие из тех, кто впервые сел за его руль, рассказывали об очень приятных впечатлениях: стремительный разгон, плавное изменение скорости (по причине отсутствия переключения скоростей), управление одной педалью (нажал — «газ», отпустил — тормоз);
  • электродвигатели экологичнее — их непосредственная работа не загрязняет воздух, а в отличие от ДВС им не приходится работать вхолостую, простаивая в пробках;
  • запасы нефти исчерпаемы в гораздо большей степени, чем источники энергии как таковой. Электроэнергия универсальна — её вырабатывают газовые, атомные и гидроэлектростанции, ветряки и солнечные панели. В перспективе наверняка будут открыты и освоены новые источники энергии, от термоядерной до той, что пока еще из области фантастики, вроде антиматерии.
Статор (слева) и ротор (справа) Tesla Model 3

Впрочем, по меньшей мере один из этих аргументов, экологичность электродвигателя, сторонники ДВС наверняка оспорят. И действительно, здесь не все однозначно — мнения экспертов по данном вопросу расходятся. Но в любом случае гипотетическое превышение вредных выбросов при производстве электроэнергии и аккумуляторных батарей над выбросами при работе ДВС упирается не в сами электродвигатели, а в это самое производство электроэнергии и аккумуляторных батарей. По мере того, как они будут становиться более экологичными, очевидно будет сокращаться и вредный эффект от электромобиля. И даже если скептики правы, негативным является именно общий эффект от производства электромобилей и электроэнергии для них. При условии, что батареи импортируются из другой страны, а электроэнергия вырабатывается на газовой электростанции в малонаселенном пригороде, экологический эффект в рамках крупного мегаполиса будет безусловно положительным.

Кроме того, как уже рассказывал Gadgets News, серьезным аргументом в пользу электромотранспорта на аккумуляторах является специфика электростанций — они работают круглосуточно, хотя по ночам энергопотребление значительно снижается (отсюда более дешевые ночные тарифы). Поэтому определенно имеет смысл подзаряжать электробусы и электромобили по ночам — на начальном этапе внедрения электротранспорта это приведет к росту потребления электроэнергии, но не к росту её выработки.

Прибавляет оптимизма и развитие технологий в области электромобилестроения. Собственно, главным стимулом для распространения электромобилей стало появление литий-ионных батарей и увеличение их долговечности. Недавно на ресурсе Reddit владелец Tesla Model S P85+ сообщил, что спустя 7 лет пользования этим автомобилем 90% подзарядка позволяет проехать на нем 234 мили (377 км), тогда как у совершенно нового экземпляра этой модели — 238.5 миль (384 км). Таким образом, деградация батареи с 2012 года составила меньше 2%.

Причем прогресс не стоит на месте — в следующем году Tesla планирует представить батарею, жизненный цикл которой охватывает 1 млн миль (1.6 млн км). 6 сентября в Journal of The Electrochemical Society была опубликована работа с результатами испытания новой батареи — согласно им она прослужит не меньше 1 млн миль и 20 лет. Соавтором работы является Джефф Дан — профессор кафедры физики и атмосферных наук и химического факультета Университета Далхаузи (Канада), и один из первых разработчиков литий-ионной батареи. C 2016 он заключил с Tesla эксклюзивный контракт на улучшение характеристик разрабатываемых в компании аккумуляторов. Даже с учетом среднего срока пользования автомобилем (в США — 7-8 лет), б/у батарея найдет применение в такси (или, как обещает Илон Маск, в роботакси).

Конечно, пока электромобили слишком дороги и далеко не везде обеспечены густой сетью зарядных станций. С этим хорошо обстоят дела в США, Канаде и ряде стран Западной Европы — чего нельзя сказать, например, о России. А главное, что доля электрокаров в проданных автомобилях по-прежнему незначительна, менее 2%. И тем не менее, мировой автопром всё больше делает ставку именно на электротранспорт. Согласно опубликованному в мае этого года прогнозу аналитиков Bloomberg, к 2040 году доля электротранспорта в мировых продажах легковых автомобилей составит 57%, городских автобусов — 81%, тяжелых грузовиков — 19%, средних грузовиков — 31%, легких грузовиков — 56%.

В абсолютных цифрах это выражается в следующей статистике: количество проданных электромобилей вырастет с 2 млн в 2018 до 28 млн — в 2030 и 56 млн — в 2040. Соответственно продажи автомобилей на ДВС сократятся с 85 млн в 2018 до 42 млн в 2040.

По прогнозам информагентства, это приведет к 6.8% росту потребления электроэнергии. Совокупная потребность в электроэнергии для нужд электротранспорта вырастет с нынешних 151 гига-Вт⋅ч до 1,748 гига-Вт⋅ч в 2030. Очевидно, что экологическая польза от электротранспорта будет получена лишь при условии удовлетворении этого спроса за счет зеленой энергетики.