Рогозин пожаловался на неблагодарность американцев и сделал очередное спорное заявление о стоимости пассажирских мест на Crew Dragon

Сегодня в колонке Forbes глава Роскосмоса прокомментировал недавний полет космического корабля Crew Dragon к МКС. В нем он вкратце изложил обстоятельства, из-за которых США отказались от своих Шаттлов в пользу российских Союзов, и посетовал на насмешки американцев и отсутствие с их стороны «слов благодарности или профессионального благородного отклика».

Ничего, кроме шуток и насмешек в наш адрес, мы не услышали, хотя уместно было бы поблагодарить наш «Союз», его советских разработчиков и российских инженеров, которые в последние годы продолжали модернизировать этот самый надежный в мире пилотируемый корабль. Поблагодарить нас и за то, что в ответ на введенные персональные и секторальные санкции мы не поддались эмоциям и сохранили сотрудничество в космосе. «Батутом», по разошедшейся моей метафоре, американцам так и не пришлось воспользоваться — мы продолжили доставку их астронавтов в космос.

Как уже рассказывал Gadgets News, с 2006 года НАСА приобрела 70 мест на общую сумму $3.9 млрд — в этом смысле готовность Роскосмоса продолжить сотрудничество представляется не вполне бескорыстной. А слова Рогозина, что «30 мая Илон Маск испортил настроение не нам, а своим соотечественникам из компании Boeing» — не вполне искренними.

Но если обиду Дмитрия Рогозина понять можно, то некоторые из других сделанных им утверждений показались мне куда более спорными. Главным образом это касается стоимости (или, если угодно, цены) пассажирских места на Crew Dragon:

В этой связи обращаю внимание ещё на один странный момент в заявлениях не только «экспертов», но и официальных лиц NASA, например госпожи Стефани Ширхольц (Stephanie Schierholz), которые уже начали плести венки к «похоронам» российского «Союза». Мол, цена кресла в Crew Dragon составляет $55 млн, в то время как на «Союзе» – более $90 млн, потому теперь русским придётся летать к МКС только на американских кораблях. Полагаю, что американские коллеги, запутавшись в цифрах, зря злорадствуют. Новые американские корабли тяжелее «Союза» более чем в два раза, хотя располагают по сравнению с последним лишь одним дополнительным креслом. Для выведения таких массивных кораблей используются ракеты тяжёлого класса (в случае с Crew Dragon — это Falcon 9, в случае Starliner — это Atlas V, использующий в качестве маршевого двигателя первой ступени российский РД-180). Наш же «Союз МС» выводится на орбиту «Союзом-2.1а» — ракетой не тяжелого, а среднего класса. Поэтому и себестоимость наших пусков значительно ниже американских. Господа, видимо, путают себестоимость пуска и цену пусковой услуги, которая формируется рыночным образом. Исходя из этого, я утверждаю, что корабль «Союз МС» в связке с ракетой «Союз-2.1а» был и остается вне конкуренции — что бы ни заявляли наши конкуренты.

Во-первых, не вполне понятно каким образом более высокая грузоподъемность Falcon 9 (и тем более Atlas V, российскими двигателями которой не преминул похвастать Дмитрий Олегович — при том, что Crew Dragon на них летать не будут) опровергает цену в $55 млн. Куда большее значение для ценообразования имеет многоразовость ракеты-носителя и космического корабля SpaceX. В целях безопасности первый полет с людьми был выполнен на новых экземплярах, но SpaceX уже получила разрешение повторно использовать их для доставки людей на МКС. И даже если для перестраховки компания Илона Маска продолжит запускать пассажирские Crew Dragon на новеньких Falcon 9, после этого она сможет по несколько раз использовать их для разворачивания спутникового Интернета Starlink. На днях один из экземпляров первой ступени в 5-й раз совершил успешную посадку на морскую платформу (и, таким образом, может быть использован в 6-й).

Во-вторых, «господа» себестоимость пуска и цену пусковой услуги не путают. Вот что говорится в официальном документа НАСА:

С учетом экипажа из четырех астронавтов и доступной информации, средняя оценочная стоимость за место составляет около $90 млн за Boeing и $55 млн за SpaceX, что потенциально обеспечивает экономию по сравнению с ценой Союза. Средняя цена за место была рассчитана исходя из общей суммы контракта за вычетом разработки и тестовых полетов.

Последнее предложение доказывает, что речь идет именно о цене, а не себестоимости. Согласно тому же документу, с 2006 по 2020 цена за пассажирское место на Союзах выросла с $21.3 млн до $86 млн.

Напомню, что это не первое спорное заявление главы Роскосмоса про цены за пассажирское место на Crew Dragon и Сюзах. Ранее Рогозин заявил следующее: «Одно кресло у них будет стоить — это моя экспертная оценка — не менее $110-120 млн. У нас кресло будет минимум в два раза дешевле».

Сомнительно выглядит и попытка Дмитрия Олеговича оспорить статус SpaceX как частной компании на том основании, что «глава SpaceX строил корабли не на свои кровные, а за счет средств американских налогоплательщиков». Как свидетельствует НАСА, благодаря разработкам SpaceX средства американских налогоплательщиков будут сэкономлены — и именно с этой целью государственная НАСА профинансировала разработку частной SpaceX. По схожей схеме в условиях классической рыночной экономики создается большинство разработок военного или космического назначения: государство выделяет бюджет под ракету, самолет или танк с заданными характеристиками, объявляет конкурс и отбирает компанию, которая выполняет заказ.

Другой вопрос, что в каких-то случаях эти работы возглавляет государство — так было в случае с программой Space Shuttle, общий бюджет которой, по некоторым оценкам, составил $200 млрд. Но в случае с ракетами Falcon и кораблями Dragon большинство разработок и работ, а также руководство ими, выполняла SpaceX. Именно по этой причине Crew Dragon и принято считать первым частным пассажирским кораблем, знаменующим новый этап в истории космонавтики.