Bloomberg: со следующего месяца Google начинает оказывать услуги беспилотного такси
Авторитетное информагенство Bloomberg сообщает, что с декабря этого года Waymo приступают к оказанию коммерческих услуг беспилотного такси. Напомню, что эта компания была зарегистрирована в 2016 году и возникла на базе проекта Google по разработке беспилотного автомобиля, запущенного в 2009 году. Год назад она объявила, что приступает к его испытаниям на публичных дорогах штата Аризона, причем без человека в водительском кресле — разумеется, с разрешения местных властей. На прошлой неделе аналогичное разрешение было получено от Калифорнии.
По данным Департамента автотранспорта этого штата (в России его сайт заблокирован), куда Waymo пересылает соответствующую статистику, за последние годы компания заметно улучшила качество автопилота. Если в 2015 страхующий водитель брал на себя управление в среднем каждую тысячу с небольшим миль, то в 2016 эта цифра выросла примерно до 5 тыс. миль, а в 2017 — до 5.5 тыс. миль. По этому показателю Waymo с большим отрывом опережает ряд крупных автопроизводителей, включая General Motors, Mercedes-Benz, Volkswagen и Nissan.
С 2009 года беспилотные автомобили Waymo (в основном на базе бензинового минивэна Chrysler Pacifica, последняя модель которого в России стоит от ₽4 млн.) наездили уже больше 10 млн. миль. Для сравнения, средний американский водитель за всю жизнь проезжает раз в десять меньше. Еще большее расстояние пройдено на симуляторах — почти 7 млрд. миль. По части накопленного опыта компания не имеет себе равных — неудивительно, что она первой в мире выпускает на дороги беспилотное (или относительно беспилотное) такси. Из начатого девять лет назад эксперимента автопилот Google превращается в серьезное коммерческое предприятие, бросающее вызов Uber и Lyft. Аналитики Morgan Stanley оценивают стоимость стартапа Google в $80 млрд. — плюс еще $96 млрд., если помимо легковых такси Waymo освоит также беспилотные грузовики и начнет лицензировать свои технологии сторонним компаниям. Для сравнения, текущая рыночная капитализация всей Google (Alphabet) достигает $731 млрд.
Беспилотные такси Waymo будут ездить под новым брендом и охватят несколько агломераций США. Рискну предположить, что на первое время сервис будут предоставлять только в дневное время и только в штатах с преимущественно сухой и солнечной погодой (Аризона, Калифорния, Невада и т.д.). Сообщается, что некоторые из этих такси будут подстрахованы водителями, которые, судя по статистической отчетности Waymo, будут брать на себя управление на протяжении 0.1% проведенного в пути времени. Что касается стоимости поездок, то первое время они будут сопоставимы с упомянутыми выше Uber и Lyft. А по мере того, как нужда в страхующих водителях отпадет (или их заменит дистанционное управление), тарифы начнут снижаться.