Финансовые результаты Tesla за 2 кв 2019: рост выручки и сокращение убытков

Сегодня Tesla опубликовала финансовую отчетность за 2 кв 2019 года. Как уже рассказывал Gadgets News, в этом периоде отгрузка автомобилей (включая лизинг) выросла с 66 до 95 тыс штук — как раз посередине интервала, на который обещало выйти руководство компании (90-100 тыс штук). Теперь есть возможность взглянуть на ключевые финансовые значения (в тыс $), вместе с их долями в выручке:

1 кв 20192 кв 2019
Выручка4,541,4646,349,676
Себестоимость(3,975,721)
88%
(5,428,630)
85%
Операционные расходы(1,087,574)
24%
(1,088,504)
17%
Финансовые расходы (проценты по кредитам)(157,453)
3%
(171,979)
3%
Прочие расходы и доходы34,512
1%
(30,394)
0%
Налог на прибыль(22,873)
1%
(19,431)
0%
Чистый убыток(667,645)
15%
(389,262)
6%

Таким образом, за счет наращивания выручки сократилась доля в ней операционных, финансовых и прочих расходов, и соответственно значительно уменьшился чистый убыток. Медленно, но верно Tesla приближается к точке безубыточности, при которой окупаются постоянные расходы (операционные, финансовые и прочие).

Впрочем, в 3-м и 4-м квартале 2018 результат еще лучше — тогда была получена чистая прибыль. Как мы уже говорили, это связано с относительно высокой выручкой. В 3-м и 4-м квартале 2018 она была получена благодаря более щедрой государственной субсидии на покупку электромобиля в США (с 1 января 2019 года сократилась с $7.5 тыс до $3.75 тыс). С одной стороны, автомобили продавались дороже (впоследствии Tesla немного снизила цены, чтобы компенсировать покупателям сокращение субсидии). А с другой в ожидании предстоящего сокращения субсидии вырос спрос. В таблице снизу все эти ключевые показатели собраны воедино (в тыс $):

3 кв 20184 кв 20181 кв 20192 кв 2019
Выручка от продажи и лизинга а/м6,098,7666,323,2193,723,8615,376,389
Кол-во отгруженных а/м83,775 шт90,966 шт63,019 шт95,356 шт
Средняя цена73705956
Чистая прибыль (убыток)254,673210,078(667,645)(389,262)

Но конечно главную роль в снижении выручки за 2 кв 2019 по сравнению со 2-м полугодием 2018 сыграло наращивание продаж более бюджетных Model 3 (их средняя цена составила $50 тыс):

3 кв 20184 кв 20181 кв 20192 кв 2019
Model 367%70%81%81%
Model X/S33%30%19%19%

Нынешний объем производства Model 3 на заводе во Фремонте (Калифорния) составляет 7 тыс шт. в неделю, что из расчета текущей пропорции образует 8.65 тыс шт. всех трех моделей. К концу 2019 Tesla планирует увеличить выпуск всех моделей до 10 тыс шт. При этом в Шанхае продолжается строительство и оборудование Gigafactory 3, который будет выпускать до 150 тыс упрощенных версий Model 3 в год (их цена составит ¥328 тыс ($47.7 тыс). По мнению аналитиков из Morgan Stanley, китайский завод заработает в ноябре этого года. Вместе с ним Tesla рассчитывает выпустить с середины 2019 по середину 2020 полмиллиона автомобилей. Из расчета нынешних 8.65 тыс в неделю получается 415 тыс, поэтому оценка в 500 тыс выглядит вполне реалистичной. Для сравнения, крупнейший производитель в мире, Volkswagen Group, за 2018 год выпустил 3.64 млн, т.е. в 7 раз больше автомобилей.

Впрочем, здесь важен не столько объем производства, сколько динамика его роста — как уже рассказывал Gadgets News, за первый полный год (2013) Tesla выпустила 22.5 тыс шт. Таким образом, за 5-6 лет с начала выпуска автомобилей компания рассчитывает увеличить производство в 22 раза. Другая компания, Ford (которая сто лет назад сыграла в истории автомобилей с ДВС такую же роль, что Tesla — в истории электромобилей), увеличила выпуск своей продукции с 19 тыс в 1910 до 203 тыс в 2014 году.

Tesla