Финансовые результаты Tesla за 2 кв 2019: рост выручки и сокращение убытков
Сегодня Tesla опубликовала финансовую отчетность за 2 кв 2019 года. Как уже рассказывал Gadgets News, в этом периоде отгрузка автомобилей (включая лизинг) выросла с 66 до 95 тыс штук — как раз посередине интервала, на который обещало выйти руководство компании (90-100 тыс штук). Теперь есть возможность взглянуть на ключевые финансовые значения (в тыс $), вместе с их долями в выручке:
1 кв 2019 | 2 кв 2019 | |
Выручка | 4,541,464 | 6,349,676 |
Себестоимость | (3,975,721) 88% | (5,428,630) 85% |
Операционные расходы | (1,087,574) 24% | (1,088,504) 17% |
Финансовые расходы (проценты по кредитам) | (157,453) 3% | (171,979) 3% |
Прочие расходы и доходы | 34,512 1% | (30,394) 0% |
Налог на прибыль | (22,873) 1% | (19,431) 0% |
Чистый убыток | (667,645) 15% | (389,262) 6% |
Таким образом, за счет наращивания выручки сократилась доля в ней операционных, финансовых и прочих расходов, и соответственно значительно уменьшился чистый убыток. Медленно, но верно Tesla приближается к точке безубыточности, при которой окупаются постоянные расходы (операционные, финансовые и прочие).
Впрочем, в 3-м и 4-м квартале 2018 результат еще лучше — тогда была получена чистая прибыль. Как мы уже говорили, это связано с относительно высокой выручкой. В 3-м и 4-м квартале 2018 она была получена благодаря более щедрой государственной субсидии на покупку электромобиля в США (с 1 января 2019 года сократилась с $7.5 тыс до $3.75 тыс). С одной стороны, автомобили продавались дороже (впоследствии Tesla немного снизила цены, чтобы компенсировать покупателям сокращение субсидии). А с другой в ожидании предстоящего сокращения субсидии вырос спрос. В таблице снизу все эти ключевые показатели собраны воедино (в тыс $):
3 кв 2018 | 4 кв 2018 | 1 кв 2019 | 2 кв 2019 | |
Выручка от продажи и лизинга а/м | 6,098,766 | 6,323,219 | 3,723,861 | 5,376,389 |
Кол-во отгруженных а/м | 83,775 шт | 90,966 шт | 63,019 шт | 95,356 шт |
Средняя цена | 73 | 70 | 59 | 56 |
Чистая прибыль (убыток) | 254,673 | 210,078 | (667,645) | (389,262) |
Но конечно главную роль в снижении выручки за 2 кв 2019 по сравнению со 2-м полугодием 2018 сыграло наращивание продаж более бюджетных Model 3 (их средняя цена составила $50 тыс):
3 кв 2018 | 4 кв 2018 | 1 кв 2019 | 2 кв 2019 | |
Model 3 | 67% | 70% | 81% | 81% |
Model X/S | 33% | 30% | 19% | 19% |
Нынешний объем производства Model 3 на заводе во Фремонте (Калифорния) составляет 7 тыс шт. в неделю, что из расчета текущей пропорции образует 8.65 тыс шт. всех трех моделей. К концу 2019 Tesla планирует увеличить выпуск всех моделей до 10 тыс шт. При этом в Шанхае продолжается строительство и оборудование Gigafactory 3, который будет выпускать до 150 тыс упрощенных версий Model 3 в год (их цена составит ¥328 тыс ($47.7 тыс). По мнению аналитиков из Morgan Stanley, китайский завод заработает в ноябре этого года. Вместе с ним Tesla рассчитывает выпустить с середины 2019 по середину 2020 полмиллиона автомобилей. Из расчета нынешних 8.65 тыс в неделю получается 415 тыс, поэтому оценка в 500 тыс выглядит вполне реалистичной. Для сравнения, крупнейший производитель в мире, Volkswagen Group, за 2018 год выпустил 3.64 млн, т.е. в 7 раз больше автомобилей.
Впрочем, здесь важен не столько объем производства, сколько динамика его роста — как уже рассказывал Gadgets News, за первый полный год (2013) Tesla выпустила 22.5 тыс шт. Таким образом, за 5-6 лет с начала выпуска автомобилей компания рассчитывает увеличить производство в 22 раза. Другая компания, Ford (которая сто лет назад сыграла в истории автомобилей с ДВС такую же роль, что Tesla — в истории электромобилей), увеличила выпуск своей продукции с 19 тыс в 1910 до 203 тыс в 2014 году.