Автопилот Tesla предотвратил аварию раньше, чем её заметил водитель

Уходящий год возможно войдет в историю беспилотных автомобилей как время, когда были рассеяны последние сомнения в неизбежности их появления на дорогах уже в самые ближайшие годы. Впрочем, несмотря на впечатляющую демонстрацию возможностей автопилота, вера в его радужные перспективы была омрачена гибелью владельца Tesla Model S. И хотя компания возложила ответственность за эту трагедию на самого водителя, факт остается фактом — автопилот не распознал прицеп грузовика и не предотвратил столкновение. Но в случившемся 27 декабря инциденте автопилот показал себя во всей красе. Голландский владелец Tesla Model X выложил видео, в котором сигнал автопилота срабатывает за секунду до того, как сталкиваются два впереди идущих автомобиля. Сначала мы слышим сигнал автопилота и видим, как автомобиль плавно снижает скорость. Вслед за этим впереди идущий автомобиль резко тормозит и уходя вправо сталкивается с джипом, который несколько раз переворачивается от удара. Из записи регистратора очевидно, что предвидеть это столкновения было практически невозможно, и среагируй водитель Tesla позднее, то ему как минимум пришлось бы резко затормозить — а может и не удалось бы избежать аварии.

Объяснение такой прозорливости автопилота кроется в радаре, который сканирует пространство даже за впереди идущими автомобилями. Радар на автомобилях Tesla появился еще в 2014 году, но до недавних пор играл вспомогательную роль для основной камеры. В сентябре этого года компания выпустила очередное обновление автопилота (v8.0), в котором радар стал самостоятельным сенсором, не нуждающимся в визуальном подтверждении своих данных основной камерой. Это было весьма нетривиальное решение, поскольку радар по-разному реагирует на разные объекты. Ему не помеха туман, дождь или снег, но его сигналы отражаются от металлической поверхности и при этом многократно искажаются. Радар в целом видит людей, но местами они как бы просвечиваются, равно как и деревянные предметы. А насыпанные на дороге противогололедные реагенты он и вовсе может принять за помеху.

Сентябрьская прошивка обещает решение этих проблем с помощи фиксации в шесть раз большего количества объектов и получения о них более объемной, трехмерной информации. Кроме того, автопилот собирает данные о стационарных объектах на дороге, наносит их на свою трехмерную карту и сличает с фактическим поведением водителя — внося соответствующие поправки в поведение автопилота, который впервые окажется на этом участке дороги. Благодаря всем этим нововведениям, обещала Tesla, столкновение можно будет предотвратить даже в случае внезапного приземления на дороге НЛО в условиях нулевой видимости. Как видим, это смелое заявление не было голословным — даже если обошлось без вмешательства инопланетной цивилизации:

Это не единственный пример хорошей реакции автопилота Tesla на нештатную ситуацию — месяц назад, например, он успешно сманеврировал в не менее сложной обстановке:

Electrek, Tesla