Первые дискретные ГПУ Intel появятся в 2020
В ноябре прошлого года стало известно, что уволившийся из AMD Раджа Кодури, курировавший там разработку видеокарт (включая анонсированные летом Radeon RX Vega 64 и RX Vega 56), перешел на работу в Intel. Одновременно компания объявила, что он «дополнит лидирующие позиции Intel во встроенной графике на рынке ПК топовыми решениями дискретной графики для широкого диапазона вычислительных сегментов«. В апреле этого года аналитик компании The Motley Fool сообщил, что разработка дискретного ГПУ Intel (кодовое имя — Arctic Sound), которое изначально предназначалось для видеостриминга дата-центров, разделится на два направления: для дата-центров и игр. Почти одновременно разработку игровых ГПУ в Intel из своих собственных источников подтвердило информагентство Forbes.
И вот наконец Intel назвала год релиза первых таких решений — 2020. Нашим коллегам из Tom’s Harware её представители сообщили, что речь идет как о дата-центрах, так и потребительском рынке, но что выйдет раньше не уточнили.
Таким образом, в 2020 или немного позже на рынке игровых видеокарт, где последние 20 лет безраздельно царили Nvidia и AMD, появится новый игрок, причем весьма серьезный. Впрочем, будут ли это именно видеокарты, неизвестно — пока речь идет о дискретных ГПУ, что означает как минимум отдельный кристалл. Дискретным ГПУ (в т.ч. по терминологии самой Intel) является и AMD Radeon RX Vega M GH, встроенный в процессор Intel Core i7-8809G. Последним оснащен мини-ПК Intel NUC Hades Canyon, показывающий на разрешении Full HD весьма неплохую производительность в большинстве игр даже с максимальными игровыми настройками. Как уже рассказывал Gadgets News, для соединения между собой в одном процессоре дискретных кристаллов ЦПУ, ГПУ и HBM2, Intel применяет технологию EMIB.
Надо сказать, что это не первая попытка Intel откусить свою долю рынка дискретной графики. В феврале 1998 состоялся релиз 3D-ускорителя Intel 740 (i740), который стоил $34.5. Впрочем, он оказался намного медленнее тогдашнего фаворита Voodoo2 (при этом слове у некоторых наших читателей возможно навернулась скупая ностальгическая слеза) компании 3dfx (впоследствии поглощенной Nvidia). Поначалу он мог соперничать разве что с Nvidia RIVA 128, но с релизом Nvidia RIVA TNT летом 1998 утратил и это преимущество. Годом позже Intel анонсировала улучшенные версии, i752 и i754, но и они оказались неудачными и были сняты с производства.
С тех пор Intel перешла на встроенную графику, когда ГПУ расположено на одном кристалле вместе с ЦПУ и не отличается высокой производительностью. Например, предшественник вышеупомянутого Intel NUC Hades Canyon, NUC Skull Canyon, был оснащен процессором Intel Core i7-6770HQ как раз с таким ГПУ, Iris Pro Graphics 580. Но даже несмотря на то, что это самое производительное из всех встроенных ГПУ Intel, его быстродействие в играх по сравнению с AMD Radeon RX Vega M GH меньше в несколько раз.
По данным Jon Peddie Research, в 1 кв 2018 продажи дискретных ГПУ составили $5 млрд. 35% продаж приходится на AMD, а 65% — на Nvidia. Маркетинговое агентство не сообщает о каких именно продажах идет речь — денежной выручке или количестве проданных видеокарт. С учетом статистики по ГПУ вообще (включая встроенные), речь скорее всего идет о продажах в штуках:
- Intel — 67%
- Nvidia — 18%
- AMD — 15%.
Общее количество проданных в 1 кв 2018 видеокарт Nvidia и AMD немного превысило 15 млн. штук, что с учетом размера денежной выручки дает среднюю цену видеокарты в $330. Для сравнения официальные цены топовых Nvidia GTX 1080 и AMD Radeon RX Vega 64 — $500, а средних GTX 1070 и Radeon RX Vega 56 — $400. Самая топовая из относительно доступных игровых видеокарт, Nvidia GTX 1080 Ti, стоит $700, а самые бюджетные, GTX 1050 и Radeon RX 460 — $109 и $119 (на момент релиза). Структуру продаж видеокарт в разрезе ценовых сегментов см. здесь.
Как уже рассказывал Gadgets News, в 2020 году ожидается релиз игровых консолей 9-го поколения, оснащенных 7-нанометровым ГПУ AMD Navi 10. Я склонен думать, что производительность этих консолей будет на уровне видеокарты Nvidia GTX 1080 Ti или даже больше (на уровне 13-15 терафлопс). В свою очередь на рынке видеокарт к тому времени будут доминировать модели с ГПУ Navi (AMD) и Volta/Ampere/Turing (Nvidia). Все они будут созданы на базе 7-нанометрового техпроцесса (TSMC — для Nvidia, GlobalFoundries — для AMD). Техпроцесс Intel к тому времени очевидно будет 10-нм.
Intel, Tom’s Hardware, Jon Peddie Research (1) (2)