Майнеры криптовалют покупают до 12% игровых видеокарт Nvidia
В комментариях к опубликованной сегодня финансовой отчетности Nvidia финансовый директор компании привел стоимостную оценку выручки, полученной от майнеров криптовалют. По его мнению, в 4 кв 2020 она составила от $100 млн до $300 млн, что составляет 4-12% от игровой выручки Nvidia.
Как известно, одновременно с бумом криптовалют значительно вырос спрос на игровые видеокарты. Они используются майнерами для вычислений, повышающих криптографическую защиту криптовалюты — за что майнеры получают соответствующее вознаграждение. С конца 2015 года курс самой популярной криптовалюты, биткойна, вырос с $300 до почти $20 тыс в конце 2017; обрушился до $3 тыс в конце 2018; и почти весь прошлый год продолжал быстро расти, достигнув к настоящему времени почти $50 тыс.
В отличие от товара (например, золота) криптовалюта не имеет самостоятельной ценности, а в отличие от классических денег — товарного обеспечения. Поэтому многие экономисты расценивают криптовалюты как финансовый пузырь, который рано или поздно лопнет. Но пока спрос на него продолжает быть ажиотажным, чему в феврале способствовали известия об покупке на $1.5 млрд биткойнов самой Tesla — тогда курс этой криптовалюты вырос на 23%. Вместе с криптовалютами растет цена видеокарт — например, PNY RTX 3090 на Amazon продается сейчас за $3.2 тыс (официальная цена референсной версии — $1.5 тыс), MSI RTX 2080 — $1.7 тыс ($700), Gigabyte RTX 2070 — $1.3 тыс ($500). Большинство других моделей вообще отсутствует в продаже.
Это обстоятельство побудило Nvidia снабдить драйвер видеокарты RTX 3060 (её релиз состоится как раз сегодня, официальная цена в США — $329 без НДС) функцией обнаружения майнинга криптовалюты Ethereum с сокращением наполовину её хешрейта. Однако на другие криптовалюты это ограничение не распространяется, так что особого смысла в нем нет. И значит RTX 3060 (которая по производительности занимает промежуточное положение между RTX 2070 и RTX 2070 Super) ожидает та же участь, что и остальные модели — дефицит и завышенная перекупщиками цена.
В этой ситуации страдают геймеры, а также ученые, инженеры и разработчики, использующие видеокарты в своих вычислениях. Чего не скажешь об Nvidia — её дела идут просто блестяще, Квартальная выручка компании достигла рекордных $5 млрд, в следующем квартале она ожидается на уровне $5.3 млрд. Вот как выглядят ключевые показатели финансовой отчетности Nvidia за 2019 и 2020 гг (заканчиваются в конце января следующего календарного года), в $ млн:
2020 | 2019 | изменение | |
Выручка | 16,675 | 10,918 | +53% |
— игры | 7,759 | 5,518 | +41% |
— дата-центры | 6,696 | 2,983 | 2.2x |
— профессиональная визуализация | 1,053 | 1,212 | -13% |
— автомобили | 536 | 700 | -23% |
— производство оригинального оборудования и интеллектуальная собственность (OEM & IP) | 631 | 505 | +25% |
Расходы на R&D | 3,924 | 2,829 | +39% |
Чистая прибыль | 4,332 | 2,796 | +55% |
Финансовые резервы | 11,561 | 10,897 | +6% |
Как видим, ключевую роль в росте выручки сыграли продажи оборудования для дата-центров — они выросли более чем вдвое. Отчасти сказалось поглощение израильской компании Mellanox, ключевого разработчика стандарта сетевой коммутации Infiniband (согласно Nvidia на Mellanox пришлось 10% годовой выручки), а также состоявшийся в прошлом году релиз профессионального графического ускорителя A100., вмещающего 54 млрд транзисторов на 7-нм кристалле площадью 826 мм2.