Облачные игры: настоящее и будущее

Пожалуй главной, на мой взгляд, новостью с презентации Nvidia на CES 2017 стал анонс сервиса облачных GeForce Now для ПК. Ранее он распространялся только на семейство Shield (Portable, Tablet и TV) и охватывал всего несколько десятков игр, но с этого года станет доступным для владельцев ПК на Windows или Mac и позволит играть в любую игру. Правда стоить это удовольствие будет весьма недешево — $25 за 20 часов геймплея, плюс цена самой игры. Поскольку речь идет о производительности на уровне топовой видеокарты GTX 1080, то эквивалентный компьютер (системный блок без монитора) обойдется примерно в $1,500. Этой суммы хватит, чтобы поиграть 1200 часов — два года по 1.5-2 часа ежедневно.

Это едва ли устроит заядлых геймеров (особенно с учетом небольших задержек, что особенно критично в групповых играх). Но если играть по 2-3 часа в неделю, то $1,500 вы потратите примерно за десять лет, что уже не так накладно — особенно если в течение этих десяти лет производительность не застынет на уровне GTX 1080, а будет соответствовать топовой конфигурации своего времени.

Впрочем, это не единственное, да и не первое, предложение на рынке. Еще в 2010 году заработал сервис OnLive, но спустя пять лет он был поглощен компанией Sony и прекратил существование. Кстати в 2012 Sony приобрела еще один сервис облачных игр, Gaikai, который впоследствии превратился в PlayStation Now. А непосредственно в России на сегодня доступны по меньшей два таких сервиса, PlayInClud и PlayKey.

Первый представляет собой своего рода пробную домашнюю заготовку из трех серверов с несколькими играми, где надо предварительно составлять заявку администратору на выделение ресурсов, оплатить (от ₽30 в час до ₽100 за 4 часа) и после этого получить возможность поиграть в одну из следующих игр: ARK Survival Evolved, BioShock Infinite, GRID Autosport, Ведьмак 3 Дикая Охота, Dark Souls III, GTA 5, Assassin’s Creed Syndicate, Quantum Break, Doom, Dishonored 2, Watch Dogs 2, Mafia III, Dota 2, Hitman 6, Rise of the Tomb Raider 20 Year Celebration, Paragon, Call of Duty Infinite Warfare, Mortal Kombat 9 и SOMA. Т.е. всего двадцать игр, пусть и популярных. Достоинством этого сервиса является то, что покупать игры не надо — оплачивается только игровое время. Я его не тестировал, поэтому о качестве геймплея ничего сказать не могу.

Зато мне удалось потестировать сервис PlayKey, стартовавший в конце 2014 года. Здесь уже ощущается размах — добротно оформленный сайт, где легко скачивается и устанавливается на своем ПК специальное приложение и затем в режиме пробного геймплея запускается одна из трех игр — Ведьмак 3 Дикая Охота, Resident Evil 7 и Doom. При более чем скромной конфигурации своего ПК (2010) и скорости соединения 20 Мбит/с, я остался вполне доволен качеством геймплея Doom. Курсор компьютерной мышки в отдельно открывшемся окне (в котором запускается игра) заметно запаздывает, но на команды клавиатуры реагирует достаточно быстро. Должен признать, что в компьютерные игры я не играю, поэтому в любом случае рекомендую протестировать облачный сервис прежде чем воспользоваться его платными услугами. На выбор предлагаются три тарифа:

  • Тренировочка — один час игры за ₽49
  • Отличник — 300 минут игры за ₽149
  • Ночной — месячная подписка с возможностью безлимитной игры с 01:00 по 10:00 (по московскому времени) за ₽190
  • Болельщик — месячная подписка с лимитом 70 часов за ₽390 (возможны дополнительные 20 часов за ₽200).

Подписка позволяет играть в 150 довольно простеньких игр без их покупки, а также в любую из 50 приобретенных на сайте игр. В основном речь идет о хитах. Помимо названных выше игр (доступных также в демоверсии) это: Grand Theft Auto V, Fallout 4, For Honor (ожидается), Tom Clancy’s Ghost Recon (ожидается), Mafia III, Steep, Assassin’s Creed Unity, Dark Souls III, Tom Clancy’s The Division, XCOM 2, Hitman, Metal Gear Solid V, The Elder Scrolls V Skyrim, Assassin’s Creed Syndicate, Deus Ex: Mankind Divided, Rise of the Tomb Raider, Far Cry Primal, Far Cry 4, Watch Dogs, The Crew, F1 2015, BioShock Infinite. Самая дорогая из этих игр стоит ₽2 тыс.

Конечно этому списку явно недостает таких популярных игр как Uncharted 4 A Thief’s End, Battlefield 1, Call of Duty Infinite Warfare, Titanfall 2, F1 2016, Assetto Corsa, Project CARS, и в этом отношении PlayKey проигрывает GeForce Now от Nvidia, который позволяет играть в любую из игр, приобретенных в Steam, Origin, Uplay, GOG и Battle.net.

Отдельного внимания заслуживает еще один международный сервис, LiquidSky, у которого в конце месяца истекает двухлетний период бета-тестирования (участниками которого на сегодня являются свыше миллиона пользователей). Как и GeForce Now, он позволяет играть на ПК (Windows, Mac) или Android-устройстве  в любую из игр, лично приобретенных в Steam, Battle.net и Origin. На выбор предлагается несколько игровых режимов:

  • Gamer: 1 кредит (SkyCredit) за минуту игры, 720p/1080p 30 к/с, средние настройки
  • Pro: 2 кредита/мин, 1080p 60 к/с, высокие настройки
  • Elite: 4 кредита/мин, 1080p/4K 60 к/с, ультра настройки.

Особый интерес представляет режим Gamer, позволяющий играть в течение часа в обмен на предварительный просмотр рекламы (от 1 до 6 минут), до 3 часов в день. Что касается тарифных планов LiquidSky, то они колеблются от $5 до $40 в месяц и будут пересмотрены с началом полноценной работы сервиса. В частности за $10 в месяц предлагаются на выбор 80 ч в режиме Gamer, 40 ч Pro или 20 ч Elite. Напомню, что аналогичный режим у GeForce Now компании Nvidia обойдется вам в 2.5 раза дороже.

Таким образом, с учетом стартующих в этом году сразу двух крупных сервисов, GeForce Now для ПК и LiquidSky для ПК и Android-устройств, 2017 обещает стать весьма интересным в истории облачных игр. Пока трудно сказать, сулит ли это в будущем революцию в игровой индустрии — подобно тому, как стриминг сейчас доминирует в медийном бизнесе. В свое время некоторые эксперты предрекали, что персональные компьютеры будут вытеснены терминалами, подключенными к высокопроизводительным мейнфреймам, однако этого так и не произошло.

В случае же с облачными играми критическое значение имеет скорость задержки, которая в свою очередь зависит от скорости подключения к Интернету и дальности сервера, на котором запущена игра. LiquidSky рекомендует, чтобы он находился не дальше 1.5 тысяч километров, тогда как её ближайший к Москве сервер (во Франкфурте) находится на расстоянии 2.3 тысячи километров.

Каким будет качество облачного гейминга покажет будущее, но чисто теоретически идея выглядит весьма заманчиво, поскольку снимает проблему аппаратной и программной несовместимости различных игровых платформ, а также относительно низкой производительности мобильных устройств.