Первый взломщик iPhone утверждает, что создал лучшую систему беспилотного автомобиля
Пользователи первых моделей iPhone возможно еще помнят 17-летнего хакера с ником Geohot, который сделал первый джейлбрейк (взлом защиты файловой системы) iPhone, благодаря чему на него можно было ставить неофициальные приложения — от тех, что отвязывали смартфон от оператора, до пиратского софта. Звали юного гения Джордж Хоц. Сегодня этот уже 26-летний юноша прославился еще более дерзким и амбициозным проектом — созданием беспилотного автомобиля. Но прежде чем приступить к его изложению, следует рассказать чем Джордж Хоц занимался все эти годы и вообще кто он такой.
Джордж Хоц вырос на восточном побережье США в семье преподавателя старших классов католической средней школы (отец) и психотерапевта (мать). В 14 лет он стал финалистом учрежденного Intel престижного конкурса за созданного им робота, который сканировал комнату и определял её размеры. Пару лет спустя он создал робота по имени «Нейропилот», которому можно было отдавать простейшие мысленные команды. В следующем, 2007 году, он разработал образец голографического дисплея и в качестве награды присутствовал на награждении нобелевских лауреатов в Стокгольме.
Три года спустя после джейлбрейка первого iPhone, Хоц взломал популярную игровую приставку Sony PlayStation 3. Компания подала на него в суд, но дело было улажено полюбовно — с хакера было взято обещание, что он «больше не будет». Впрочем, нарушение законов Джорджа не смущает в принципе. «Я живу по морали, а не по законам«, заявляет он, «законы пишут козлы (в оригинале — assholes)».
В 2007 году Джордж Хоц некоторое время проучился в Технологическом институте Рочестер. Он прошел пару пятимесячных практик в Google, четыре месяца поработал в SpaceX (частной аэрокосмической компании, созданной Илоном Маском), потом восемь месяцев в Facebook. Везде его ждало разочарование — в Google он встретил очень умных программистов, расходовавших свой талант на исправление багов Интернет-браузера, а мозговитые кадры Facebook были заняты проблемой увеличения числа кликов на рекламных баннерах. «Технологии машинного обучения они задействуют с целью убеждения пользователей проводить в Facebook больше времени«, говорит Хоц.
Все это время хакер не забрасывал своих традиционных занятий. Он разработал системную утилита для рута (взлома Android-смартфонов) Towelroot, которую скачали пятьдесят миллионов пользователей. В устроенном Google соревновании по взлому Chromebook он выиграл $150,000, еще $50,000 — за выявленный в браузере Firefox баг. А в одном корейском хакерском соревновании он в одиночку выиграл приз в $30,000, который был рассчитан на команду из четырех человек.
К осени 2012 года Джордж Хоц охладел к подобным соревнованиям и увлекся идеей искусственного интеллекта. С этой целью он некоторое время посещал занятия в Университете Карнеги-Меллон, однако, как это часто бывает с молодыми дарованиями, был разочарован «жалкими студентами, налегающими на учебу в надежде устроиться на работу в Google«. «Я был шокирован тем, что увидел, и во что превратились вузы. Самые умные люди которых я знал учились со мной в старших классах средней школы, я был разочарован публикой в колледже«, рассказал Джордж.
Перебравшись в Кремниевую долину, он полгода проработал в стартапе Vicarious, где продолжил изучение принципов искусственного интеллекта, и судя по его словам, основательно в этом преуспел. «Математика простая. Впервые в жизни я мог сказать: я знаю все, что об этом можно было узнать«, скромно поясняет Хоц.
Уволившись из компании в июле 2015, он решил испытать свою убежденность на практике. Друг познакомил его с Илоном Маском, который помимо упомянутой выше SpaceX основал также компанию Tesla. Как мы уже рассказывали, выпущенные ею электромобили недавно обзавелись функцией автопилота, над которой в то время и работал Илон Маск. Напомним, что в автомобилях Tesla используется процессор, созданный израильской компанией Mobileye. Несмотря на то, что помимо Tesla Motors начинка Mobileye используется в автомобилях компаний BMW, Ford Motor, General Motors и других, Хоц расценивает её как устаревшую. Он предложил Илону Маску создать более совершенную систему и в случае удачи заключить с ним контракт вместо Mobileye. Маск в ответ предложил Хоцу перейти на работу в Tesla Motors для совместных разработок в этом направлении, однако последний это предложение отклонил. В конце октября, т.е. полтора месяца назад, Джордж Хоц приступил к работе.
В качестве автомобиля хакер остановил свой выбор на белой Acura ILX, которую приобрел за $30,000. Зарегистрировавшись в качестве авторизованного центра Honda (чьим подразделением является Acura), он обзавелся всей необходимой документацией по своему автомобилю, включая его электронную начинку. Мозгом беспилотной системы стал недорогой мини-ПК Intel NUC, который был встроен в бардачок. Она также была оснащена парой GPS-модулей, лазерным радаром, шестью камерами от смартфонов ($13 долларов каждая), джойстиком и 21.5-дюймовым дисплеем («У Tesla всего лишь 17-дюймовый«, гордо заметил Джордж).
Оснастив свой домашний гараж всем необходимым для работы оборудованием и соединив его в общую систему, Хоц приступил в написанию программного обеспечения. По его словам, в большинстве существующих беспилотных систем оно состоит из сотен тысяч строк кода и содержит огромное количество правил поведения автомобиля на все возможные дорожные ситуации. В отличие от них Хоц стал разрабатывать действительно интеллектуальную, то есть самоообучающуся систему. Вместо того, чтобы прописывать в программном обеспечении конкретные правила, он написал всего две тысячи строк, в которых заложено подражание поведению настоящего водителя. Программа анализирует то, как он ездит, и вырабатывает свои собственные правила: ездить по разметке, соблюдать дистанцию от остальных транспортных средств на дороге и т.д. По словам журналиста Bloomberg, который вместе с Джорджом участвовал в нескольких совместных поездках по загородному шоссе, раз от раза автомобиль вел себя все более грамотно, словно набирающийся опыта новичок. Даже Хоц не может внятно объяснить причину того или иного поведения автопилота — он принимает самостоятельные решения.
В ближайшие недели Джордж Хоц планирует «потаксовать» в качестве водителя Uber, чтобы система автопилота получила еще больше практического опыта. А уже через пять месяцев он рассчитывает довести свое детище до мирового уровня беспилотных автомобилей, который будет не стыдно показать Илону Маску. Более того, Джордж слышал о затруднениях, которые из-за плохой дорожной разметки испытывают автомобили Tesla на мосту Золотые ворота в Сан-Франциско. Так что он планирует снять на видео доказательство того, что его автопилот превосходит Tesla, после чего провести окончательное соревнование на шоссе I-405 в Лос-Анджелесе, где живет Илон Маск.
В случае успеха Хоц планирует продавать свой комплект за $1,000 — производителям или напрямую владельцам автомобилей. По его словам, десять знакомых уже изъявили желание приобрести его разработку для своих автомобилей. А главное, успех нашего героя в очередной раз докажет, что для больших технологических и научных прорывов далеко не всегда требуются большие деньги и большие коллективы. По сравнению с многомиллионными бюджетами компаний, которые занимаются такими разработками, понесенные Джорджем Хоцом расходы выглядят более чем скромно — всего $50,000. Из которых $30,000 были потрачено на сам автомобиль.