Стал известен процессор, управляющий автопилотом Tesla Model S и Model X

Tesla

После того, как в октябре этого года компания Tesla с очередной прошивкой бортового программного обеспечения выпустила функцию автопилота для своих электромобилей, многих мучал вопрос — на каком же процессоре она выполняется? Ведь речь идет, ни много ни мало, о задаче искусственного интеллекта, умеющего распознавать образы (от дорожных знаков до внезапно перебегающих улицу людей) и принимать соответствующие решения. Как мы уже рассказывали, на прошедшем в марте этого года мероприятии Nvidia присутствовал основатель Tesla, Илон Маск, который вместе с главой Nvidia, Джен-Сан Хуангом, обсудил перспективы беспилотных автомобилей. И поскольку мероприятие было посвящено в том числе и Drive PX, возникло подозрение, что именно им оснащены последние модели Tesla.

Drive PX

Напомним, что этот бортовой компьютер для беспилотного вождения автомобиля был представлен 5 января этого года. Он оснащен двумя Tegra X1, самыми производительными в мире, после Apple A9X, мобильными процессорами с архитектурой ARM. Как сообщают наши коллеги из WCCFtech, в бортовых компьютерах электрокаров Tesla Model S и Model X действительно используется процессор Nvidia, более ранний и менее производительный Tegra K1, который был анонсирован за год до Tegra X1. Но он занимается только выводом графики на дисплей панели управления — за работу автомобильного «разума» отвечает совсем другой процессор. Этим процессором, согласно WCCFtech, является созданный израильской компанией Mobileye.

EyeQ3 имеет площадь 42 мм2 и создан на основе весьма устаревшего по нынешним меркам 40-нанометрового техпроцесса, но несмотря на это отличается довольно низким энергопотреблением — 2.5 Вт против 5 Вт у Nvidia Tegra K1. Процессор оснащен 4 векторными ядрами и 4 ядрами на базе архитектуры MIPS (отличной от x86 и ARM, хотя и родственной последней). Каждое из MIPS-ядер в свою очередь содержит по 64 блока умножения-сложения и работает с тактовой частотой 500 МГц. Усреднённая утилизация EyeQ3 за интервал времени составляет 80% (допустимой, как правило, считается утилизация от 20% до 90%).

Для сравнения Tegra X1 имеет площадь 126 мм2, утилизацию 28% и потребляет 10 Вт. Каждое из его 256 ядер содержит по 2 блока умножения-сложения. С учетом всех этих параметров и тактовой частоты в 1 ГГц производительность Tegra X1 составляет 143 млн операций умножения-сложения в секунду — против 102 млн у EyeQ3:

EyeQ3 Tegra X1
Площадь кристалла 42 мм² 126 мм²
Техпроцесс 40 нм 20 нм
Энергопотребление 2.5 Вт 10 Вт
Кол-во ядер 4 256
Операций на ядро 64 2
Тактовая частота 0.5 ГГц 1 ГГц
Утилизация 80% 28%
Операций в секунду 102 млн 143 млн

Любопытно, что по данным опубликованной WCCFtech иллюстрации, взятой якобы из некоей презентации Mobileye, бортовой автомобильный компьютер Drive PX также оснащен процессором EyeQ3:

Последнее утверждение выглядит довольно странно с учетом того, что Nvidia именно два своих процессора Tegra X1 позиционирует в качестве мини — «суперкомпьютера», который способен обрабатывать огромный объем считываемой камерами информации, распознавать её и отдавать соответствующие указания бортовой электронике. Мы рассчитываем прояснить этот вопрос в будущем.

Ну а преемником EyeQ3 компания Mobileye в 2018 году планирует сделать EyeQ4, производительность которого по сравнению с предшественником вырастет в 10 раз — до 1.26 млрд операций умножения-сложения, или 2.5 терафлопс, причем при почти таком же энергопотреблении (3 Вт). Это позволит обрабатывать видео с частотой 36 к/с, поступающее сразу с десяти камер. Помимо 6 векторных ядер с тактовой частотой 1 ГГц (76 блоков умножения-сложения на ядро), EyeQ4 получит 14 MIPS-ядер: 10 ядер-акселераторов, 2 ядра PMA (Programmable Macro Array) с тактовой частотой 0.75 ГГц (372 блока на ядро) и 2 ядра MPC (Multithreaded Processing Clusters) с частотой 1 ГГц (32 блока на ядро). Утилизация процессора составит 96%.

WCCFtech