Итоги сегодняшнего мероприятия Nvidia

Около трех часов назад завершилось мероприятие, на котором, как и ожидалось, были раскрыты подробности относительно анонсированной две недели назад видеокарты GeForce GTX Titan X с архитектурой Maxwell. На сегодня эта самая производительная модель для персональных компьютеров. Согласно Nvidia, если в игре Middle-earth: Shadow of Mordor на разрешении 4K и с включенным алгоритмом сглаживания FXAA графический ускоритель GeForce GTX 980 выдает 30 к/с, то GeForce GTX Titan X — 40 к/с.

В дополнение к уже известным характеристикам (8 млрд. транзисторов и 12 Гб видеопамяти) сообщается о 3,072 процессорных ядер, 336.5 Гб/с скорости обмена данными с видеопамятью и 7 терафлопс производительности (с одинарной точностью, т.е. FP32; производительность с двойной точностью, FP64, составляет 0.2 терафлопс). Подробнее с характеристиками новинки можно ознакомиться в таблице ниже. Цена GeForce GTX Titan X в США составляет $999.

GTX Titan X GTX 980 GTX Titan Black GTX Titan
Кол-во ядер CUDA 3,072 2,048 2,880 2,688
Кол-во TMU 192 128 240 224
Кол-во ROP 96 64 48 48
Частота ядер базовая 1000 МГц 1126 МГц 889 МГц 837 МГц
Частота ядер после разгона 1075 МГц 1216 МГц 980 МГц 876 МГц
Частота памяти GDDR5 7 ГГц GDDR5 7 ГГц GDDR5 7 ГГц GDDR5 6 ГГц
Разрядность шины памяти 384-бит 256-бит 384-бит 384-бит
Объем видеопамяти 12 Гб 4 Гб 6 Гб 6 Гб
FP64 1/32 FP32 1/32 FP32 1/3 FP32 1/3 FP32
Энергопотребление (TDP) 250 Вт 165 Вт 250 Вт 250 Вт
ГПУ GM200 GM204 GK110B GK110
Архитектура Maxwell 2 Maxwell 2 Kepler Kepler
Кол-во транзисторов 8 млрд 5.2 млрд 7.1 млрд 7.1 млрд
Техпроцесс TSMC 28нм TSMC 28нм TSMC 28нм TSMC 28нм
Дата анонса 17.03.2015 18.09.2014 18.02.2014 21.02.2013
Цена $999 $549 $999 $999

Остальные спецификации GeForce GTX Titan X и ее производительность в играх в ближайшие дни будут внесены в наши справочные таблицы графических ускорителей для ПК.

Впрочем, новая видеокарта была далеко не единственным героем сегодняшней презентации. В целом она была посвящена технологии «глубокого обучения», под знаком которого были также: 1) представлена аппаратная платформы Digits DevBox; 2) раскрыты некоторые подробности дорожной карты графических архитектур;  и 3) затронута тема беспилотных автомобилей и бортового компьютера Drive PX.

Начнем по порядку. Digits DevBox по сути представляет собой очень мощный настольный компьютер, оснащенный сразу четырьмя видеокартами GeForce GTX Titan X. Его можно было бы назвать графической станцией, если бы не специальное программное обеспечение, предназначенное для создания систем упомянутого выше «глубокого обучения», позволяющего построить нейронную сеть. Эта система, не побоюсь этого слова, искусственного интеллекта поступит в продажу в мае по цене от $15,000.

Теперь о дорожной карте графических ускорителей Nvidia на ближайшие несколько лет. Как уже известно, преемником нынешней архитектуры Maxwell станет Pascal. Напомним, что начиная с 2008 года четыре поколения графических ядер были представлены Tesla, Fermi, Kepler и Maxwell, а выпуск чипсетов с ядрами на основе Pascal стартует в 2016 году. Видеокарты с архитектурой 5-го поколения будут оснащены:

  1. Более скоростными и менее энергоемкими модулями т.н. трехмерной видеопамяти объемом до 32 Гб;
  2. Анонсированной в марте прошлого года шиной NVLink. Благодаря ей скорость обмена данными между несколькими видеокартами и с ЦПУ по сравнению с ныненшним стандартом PCI-Express 3.0 значительно возрастет (в случае обмена данными с ЦПУ — от 5 до 12 раз);
  3. Технологией «вычисления смешанной точности». Если мы правильно поняли, она подразумевает возможность использования ядер FP32 для вычислений с точностью FP16 (со скоростью в два раза более высокой).

Благодаря этим нововведениям, видеокарты на базе Pascal при решении задач искусственного интеллекта (или, точнее говоря, «глубокого обучения») обещают быть в 10 раз быстрее аналогов с архитектурой Maxwell. Впрочем, как заметил ведущий презентацию глава Nvidia Джен-Сан Хуанг, это очень приблизительные оценки. Что касается далеких от проблем искусственного интеллекта геймеров, то они наверняка оценят то, что архитектура Pascal обещает быть в 2 раза эффективнее, чем Maxell, т.е. в два раза производительнее на 1 Вт потребляемой электроэнергии.

Ну и наконец, о самом последнем и поэтому самом любимом увлечении Nvidia — беспилотных автомобилях. Напомним, что 5 января компания представила мощнейший в мире мобильный чипсет Tegra X1 и Drive PX — созданный на базе этих двух процессоров компьютер для беспилотных автомобилей. Как мы уже рассказывали, он способен различать считываемые 12 видеокамерами сигналы светофора, дорожные знаки, камеры безопасности дорожного движения, типы автомобилей (включая полицейские машины и школьные автобусы), категории пешеходов. Nvidia подчеркивает, что речь идет о самообучающейся системе, навыки которой улучшаются по мере того, как она набирается опыта.

Неудивительно, что обсудить будущее беспилотных автомобилей Джен-Сан Хуанг пригласил на сцену Илона Маска — основателя компаний SpaceX, PayPal и конечно же Tesla Motors. Очевидно, именно беспилотные электрокары наилучшим образом воплощают идел будущего транспорта — экологичного, безопасного, не требующего водителя, а со временем (как знать) — и водительских прав. Касаясь нормативного регулирования, Маск высказал предположение, что государство одобрит беспилотные автомобили после нескольких лет пробных испытаний, которые докажут, что беспилотные автомобили не просто не хуже обычных, а значительно безопаснее. Причем эти испытания можно будет проводить во вполне полевых условиях: достаточно записывать в компьютер альтернативный маршрут (со всеми его реакциями на уличные неожиданности) и сравнивать с фактическим.

Nvidia объявила, что разработчики смогут приобрести Drive PX с мая по цене в $10,000, тогда же будет доступна соответствующая платформа для программирования.

Официальный блог Nvidia, AnandTech