Samsung vs Apple: финансовые результаты за 4 кв 2015

Сегодня финансовую отчетность за 4-ый квартал 2015 года опубликовала Samsung, так что мы имеем возможность сравнить между собой результаты деятельности двух ведущих игроков на рынке смартфонов и планшетов. Предварительно рассмотрим из каких направлений складывается бизнес южнокорейской компании. В отчетности Samsung они обозначены аббревиатурами, напротив которых мы приводим долю этих направлений в общей выручке компании за 2015 год (она составила $166.5 млрд) и (в скобках) — в общей операционной прибыли ($21.9 млрд):

  • IM (IT & Mobile Communications, куда входят интересующие нас смартфоны с планшетами, а также вероятно ноутбуки) — 51.6% (38.4%)
  • CE (Consumer Electronics — телевизоры и бытовая техника) — 23.4% (4.7%)
  • Semicon (процессоры, оперативная память, флеш-накопители) и DP (Display Panel, т.е. дисплеи) — 25% (56.9%)

К сожалению, Samsung свою выручку в разрезе видов деятельности раскрывает вместе с внутренними продажами (например, туда входит продажа дисплеев и чипов от подразделений Semicon и DP подразделению IM). Поэтому в своих приблизительных расчетах мы исходим из допущения, что вся выручка IM и CE является внешней, и соответственно по остаточному принципу получаем внешнюю выручку Semicon и DP.

Если наши выкладки более-менее верны, то как и у Apple, основным бизнесом Samsung является продажа смартфонов, планшетов и ноутбуков. Мы не располагаем данными по продажам одних только ноутбуков Apple и не знаем долю ноутбуков в IM Samsung (куда могут входить еще какие-то доходы, например лицензионные и патентные платежи). В любом случае сравнивать между собой будем iPhone & iPad с IM в целом. Итак, данные за 4-ый квартал 2015 (в млрд $):

Apple Samsung
Общая выручка 75.9 44.3
Общая операционная прибыль 24.3 5.1
Общая рентабельность 32% 11.5%
Доля мобильного бизнеса (по выручке) 77.4% 47%
Выручка мобильного бизнеса 58.7 20.8
Операционная прибыль мобильного бизнеса 18.7* 1.8
Рентабельность мобильного бизнеса  32% 8.7%

* расчетно по данным доли в выручке

Эту информацию можно дополнить тем, что выручка мобильного подразделения Samsung в 4 кв 2015 снизилась по сравнению как с 4 кв 2014, так и по сравнению с 3 кв 2015 — на 4.9% и 6% соответственно.

В свою очередь выручка Apple по продажам iPhone и iPad по сравнению с 4 кв 2014 снизилась на 2.4%. По сравнению с 3 кв 2015 она выросла на 60.9%, но этот рост связан с осенним стартом продаж новых моделей — тогда как у Samsung более обширная номенклатура мобильной продукции и более равномерная выручка в течение года.

Соответственно годовая динамика общей выручки (в млрд $) обеих компаний выглядит следующим образом (финансовый год у Samsung завершается 31 декабря, а у Apple — 26 сентября):

2012 2013 2014 2015
Apple 156.5 170.9 (+9%) 182.8 (+7%) 233.7 (+28%)
Samsung 190.6 217.2 (+14%) 195.9 (-10%) 166.5 (-15%)

Судя по этим данным, последние три года выручка Apple непрерывно растет, хотя как мы уже говорили, в текущем году эта тенденция может измениться. В то же время аналогичный показатель Samsung последние два года ухудшается, и теперь значительно уступает Apple.

С использованием публичной финансовой отчетности Samsung и Apple

ОБНОВЛЕНИЕ
Мы решили дополнить этот материал сводной гистограммой с учетом данных IDC по долям обеих компаний в общем количестве проданных во всем мире смартфонов:

Samsung vs Apple