Tesla закрыла 1 кв 2019 с чистым убытком $702 млн: разбираемся в причинах
Когда в 3 кв 2018 Tesla впервые в своей истории получила крупную чистую прибыль ($312 млн) и закрепила этот результат в 4 кв 2018 ($139 млн), стало казаться, что крупнейший мировой производитель электромобилей наконец вышел на безубыточный уровень производства. Похоже, что это далеко не так. Сначала появилась информация о резком спаде продаж, а сегодня вышла отчетность с чистым убытком в $702 млн. Давайте взглянем на основные финансовые показатели Tesla (в $ тыс), которые я немного дополнил собственными расчетными данными:
4 кв 2018 | 1 кв 2019 | |
Выручка | 7,225,873 | 4,541,464 |
Себестоимость | (5,782,973) | (3,975,721) |
норма себестоимости | 80% | 88% |
Операционные расходы | (1,029,364) | (1,087,574) |
Финансовые расходы (проценты по кредитам) | (174,723) | (157,453) |
Чистая прибыль (убыток) | 139,483 | (702,135 ) |
Как видим, у Tesla в 1 кв 2019 резко (на 37%) сократилась выручка, при этом операционные и финансовые расходы остались примерно на прежнем уровне (что вполне естественно), а себестоимость уменьшилась на 31% — и соответственно снизилась норма прибыли. Предварительно можно предположить, что автомобили стали продаваться дешевле — и это действительно так. Снижение цен связано с сокращением государственной субсидии, предоставляемой в США на покупку электромобиля (с 1 января 2019 года она уменьшилась с $7 тыс до $3.5 тыс) — Tesla частично компенсирует подорожание своих автомобилей за собственный счет.
Далее приводятся данные непосредственно по автомобилям:
4 кв 2018 | 1 кв 2019 | |
Model S/X — выпуск | 25,161 | 14,163 |
Model S/X — отгрузка (продажа) | 27,607 | 12,091 |
доля продаж | 110% | 85% |
Model 3 — выпуск | 61,394 | 62,975 |
Model 3 — отгрузка (продажа) | 63,359 | 50,928 |
доля продаж в выпуске | 103% | 81% |
Эти данные объясняют падение выручки — помимо снижения цен, на нем сказалось сокращение поставок относительно как продаж в 4 кв 2018, так и объемов производства в 1 кв 2019. Последнее Tesla объясняет, в частности, логистическими проблемами, связанными с тем, что Model 3 впервые начал продаваться за пределами Северной Америки.
Попробуем оценить снижение цен:
4 кв 2018 | 1 кв 2019 | |
Выручка от автомобилей (вместе с лизингом, на который приходится 2% отгруженных автомобилей) | $6,323,219 | $3,723,861 |
Кол-во отгруженных (проданных) автомобилей | 90,966 | 63,019 |
Средняя цена автомобиля (без учета НДС и государственных субсидий) | $69.5 тыс | $59.1 |
Как видим, средняя цена автомобилей Tesla в 1 кв 2019 заметно снизилась, на 15%. В этом сыграли роль как снижение цен, так и сокращение доли более дорогих, по сравнению с Model 3, Model S/X — с 30% до 19%. Официально норма валовой прибыли по Model 3 составила в 1 кв 2019 «~20%», тогда как в отчетности за 3 кв и за 4 кв 2018 сообщалось, что она «>20%». Но скорее всего не намного больше 20%, поскольку в отчетности за 1 кв 2019 Tesla сообщает о небольшом снижении нормы валовой прибыли. В будущем её планируется довести до 25%.
Сама Tesla раскрывает следующие компоненты убытка, понесенного в 1 кв 2019:
- $92 млн — увеличение резерва под возврат проданных автомобилей (на который имеют права покупатели в рамках специальных программ Tesla)
- $188 млн — незапланированные расходы
- $67 млн — расходы по реструктуризации и прочим незапланированным статьям
- $29 млн — списание запасов.
Итого — $376 млн.
Еще одним фактором снижения выручки и роста убытков могло стать снижение продаж ZEV и не-ZEV кредитов другим производителям (в связи с наращиванием ими выпуска собственным электромобилей). Как уже рассказывал Gadgets News, в 2018 году чистая финансовая помощь компании Tesla составила $418.6 млн (ZEV и не-ZEV кредиты) + $1,851 млн (государственные субсидии на покупку), итого $2.26 млрд. По не-ZEV кредитам информация отсутствует, а выручка по ZEV кредитам в 1 кв 2019 составила $15 млн — против $1 млн в 4 кв 2018 и $52 млн в 3 кв 2018.
Помимо данных за 1 кв 2019, Tesla сделала прогноз на 2 кв 2019 — в этом периоде она планирует отгрузить 90-100 тыс автомобилей (против 63 тыс в 1 кв 2019). В целом за 2019 год Tesla рассчитывает отгрузить 360-400 тыс автомобилей, что на 45-65% превышает прошлогоднее значение. Объемы производства превысят поставки довольно существенно — если Gigafactory 3 в Шанхае заработает с полной нагрузкой уже в 4 кв 2019, то в течение 2019 года Tesla сможет выпустить полмиллиона электромобилей.