Tesla представила улучшенный автопилот, новый ИИ-компьютер и гуманоидного робота
На днях состоялось крупное мероприятие Tesla, посвященное искусственному интеллекту, AI Day. Первая его часть была на тему усовершенствований автопилота компании. Речь шла о таких технологиях как: 1) комплексное трехмерное моделирование в режиме реального времени данных, полученных с [восьми] камер автомобиля; 2) обработка видео с камер с целью улучшения его качества (устранения бликов) и т.д.; 3) обучение автопилота с применением виртуальных симуляторов и автоматической маркировки целых эпизодов; 4) предсказание поведения участников дорожного движения. В совокупности применение этих технологий подтверждает ставку Tesla на камеры, без использования лидара и даже радара.
Вторая часть презентации была посвящена новому процессору Tesla для задач машинного обучения, D1. Вот как выглядят его характеристики (для сравнения они приводятся вместе с прошлогодним Nvidia A100):
Tesla D1 | Nvidia A100 | |
Техпроцесс | TSMC 7 нм | TSMC 7 нм |
Площадь кристалла | 645 мм2 | 826 мм2 |
Количество транзисторов | 50 млрд | 54 млрд |
Производительность | 22.6 TFLOPS (FP32) 362 TFLOPS (BF16/CFP8) | 19.5 TFLOPS (FP32) |
Пропускная способность | 10 Тб/с (на чипе) 4 Тб/с (с внешними устройствами) | 1.6 Тб/с |
TDP | 400 Вт | 400 Вт |
Причем D1 — лишь кирпичик, из которого собираются более крупные вычислительные структуры. 25 таких процессоров образуют компьютер Training Tile, чья производительность достигает 9 PFLOPS (BF16/CFP8), а тепловыделение — 15 Квт. 120 Training Tile в будущем объединятся в суперкомпьютер Dojo с 3 тыс процессоров D1 и производительностью 1.1 ExaFLOPS. Как видим, быстродействие растет пропорционально количеству процессоров D1, что говорит об их отличной масштабируемости.
Судя по всему, новый процессор Tesla предназначен только для дата-центров — во всяком случае о его использовании в компьютерах для беспилотного вождения ничего не говорилось.
При этом следует помнить, что 1.1 ExaFLOPS достигается в BF16/CFP8, тогда как в известном рейтинге суперкомпьютеров речь идет о FP64. В вычислениях с плавающей точкой такой точности быстродействие суперкомпьютера Tesla номинально составит 33.9 PFLOPS (22.6 TFLOPS FP32 ÷ 2 × 3000). Это гораздо меньше, чем у будущих чемпионов Aurora (Intel) и Frontier (AMD) — у тех скорость запланирована на уровне 1 ExaFLOPS и 1.5 ExaFLOPS соответственно. Тем не менее, суперкомпьютер Tesla создан специально под задачи машинного обучения (перемножение матриц и т.д.) — и в этом качестве позиционируется как самый производительный в мире. Причем Маск уже подтвердил, что искусственная нейросеть на базе D1 будет предоставляться другим в качестве [платного] сервиса.
Ну и наконец кульминацией AI Day стал анонс Tesla Bot — человекоподобного робота. На рендерах прототипа он на удивление изящно сложен, весит 57 кг при росте 173 см, движется со скоростью до 8 км/ч, поднимает до 68 кг и способен переносить 20 кг. В «груди» у робота — компьютер для беспилотного автомобиля. Андроид будет оборудован 40 электромеханическими приводами и 8 камерами для ориентации в пространстве.
Должен признаться — презентация Tesla Bot лично на меня произвела впечатление довольно легкомысленной и несерьезной. В публикации двухлетней давности под заголовком Какого бизнеса недостает Илону Маску я сам высказал догадку, что именно робототехника может стать следующим крупным направлением в бизнесе Илона Маска — без этого полноценное освоение дальнего космоса просто невозможно. И дело даже не в том, что роботом займется не SpaceX или новый стартап Маска — то, что его будет разрабатывать Tesla (где по сути роботы делают роботов) вполне закономерно. Удивляет всё остальное. Во-первых, сроки релиза — уже в следующем году. Даже если речь идет о прототипе, это неправдоподобно быстро. Во-вторых, гламурный облик андроида. В который надо установить беспилотный компьютер с теплоотводом, 40 заявленных на презентации электромеханических приводов и аккумулятор к ним. В-третьих, это невнятные и откровенно фантастические планы по его практическому применению. Илон Маск привел в пример две задачи, которые робот будет способен выполнять, реагируя на голосовые команды: 1) взять тот болт и прикрутить его к автомобилю тем гаечным ключом, и 2) сходить в магазин за покупками. Лично у меня нет сомнений в том, что от появления подобных роботов, сочетающих в себе крупную и мелкую моторику человеческого уровня, а также ориентирующихся в пространстве, нас отделяют в лучшем случае десятилетия. Даже впечатляющий своими умениями Atlas, над которым Boston Dynamics трудится уже почти десять лет, пока не может найти практического применения и позиционируется своими создателями в качестве экспериментальной платформы.
Поэтому либо в Tesla давно, скрытно и успешно разрабатывают робота-гуманоида и теперь созрели для того, чтобы уже через год похвастать успехами, либо Илон Маск в очередной раз переоценивает свои силы — как это уже было в случае полноценного автопилота и вакуумных поездов Hyperloop. Но пожалуй вероятнее всего то, что Tesla Bot является средством привлечения новых талантливых кадров — собственно этой цели AI Day как раз и служит. Об этом свидетельствует и слоган рекламного ролика с презентацией гуманоидного робота: «Присоединяйтесь к нам, чтобы строить будущее ИИ». Ради этого Маск готов терпеть критику и насмешки, которые его ожидают в случае неизбежных задержек с релизом и разочарования публики реальным функционалом Tesla Bot. Похоже глава Tesla руководствуется знаменитым высказыванием Наполеона: «Главное – ввязаться в бой, а там видно будет»,
В любом случае амбиции Tesla и Илона Маска на поприще человекоподобных роботов можно только приветствовать — это безусловно будущее, пусть и неблизкое. Чем больше компаний и людей (тем более из числа таких одаренных, богатых и влиятельных предпринимателей как Илон Маск) будут заниматься роботами, тем скорее он станут нашими помощниками в рутинной, опасной, вредной или неприятной работе.