Стартовал публичный релиз городского автопилота Tesla

Выстроенная Tesla модель тестирования своего автопилота на добровольцах одних восхищает, других возмущает. Но и те, и другие зачастую упускают из виду, что к отбору тестировщиков в компании подходят весьма осмотрительно. Год назад бета-версия FSD, позволяющего включать автопилот на городских улицах, разошлась ограниченным тиражом, для отобранных Tesla водителей — и вот сегодня, как обещает Илон Маск, наконец стартует публичный релиз бета-версии FSD 10.1. Но чтобы воспользовался ею, водители, которые выложили за автопилот $10 тыс (или $6 тыс, если покупали его пару лет назад) должны доказать, что управляют автомобилем достаточно безопасно. Для этого в Tesla придумали специальную оценку безопасности, Safety Score. Она рассчитывается по следующим параметрам:

  • Предупреждения о прямом столкновении — как часто на протяжении 1.6 тыс км пробега автопилот предупреждал водителя о возможном столкновении с объектом спереди (еще до того, как водитель предпринял какие-то действия, чтобы избежать опасной ситуации);
  • Резкое торможение — что подразумевает нагрузку не менее 0.3 g, которая в свою очередь возникает при снижении скорости на более чем 10.8 км/ч в течение одной секунды;
  • Агрессивное вхождение в поворот — с нагрузкой от 0.4 g (14.3 км/ч);
  • Небезопасная дистанция со впереди идущим автомобилем — когда во избежание столкновения надо успеть затормозить менее чем за одну секунду (при движении со скоростью не менее 80 км/ч);
  • Принудительное отключение автопилота — оно происходит после трех звуковых сигналов, предупреждающих о том, что водитель не держит руки на руле (как того требует нынешний уровень автопилота Tesla).

Оценка безопасности вождения варьирует от 0 до 100, учитывается ежедневно и рассчитывается как среднее значение за неопределенный срок (до 30 дней). Минимально допустимое (для того, чтобы воспользоваться городским автопилотом) значение оценки безопасности Tesla почему-то также не раскрывает — но делает оговорку, что у большинства водителей будет не меньше 80.

Сама формула для расчета оценки безопасности основана на опыте, охватывающем 6 млрд км общего пробега автомобилей с активированной бета-версией автопилота. Из расчета среднегодового пробега автомобиля в США (30 тыс км) это составляет 200 тыс человеко-лет — или два года, в течение которых автопилот тестировали 100 тыс водителей. Для сравнения, главный конкурент Tesla, принадлежащая Google компания Waymo, наездил всего 20 млн км (667 человеко-лет). Правда, это не считая 20 млрд км в виртуальном симуляторе — но едва ли такой опыт способен полностью заменить реальный. В этом смысле у Tesla колоссальное преимущество — в отличие от других разработчиков программного обеспечения она может воспользоваться огромным парком своих автомобилей, а в отличие от остального автопрома явно больше преуспевает в разработке собственного автопилота.

Как уже рассказывал Gadgets News, в 2020 году в ДТП по всему миру погибли 1.3 млн человек. А за весь прошлый век аварии на дорогах унесли жизни 60 млн человек. Для сравнения, общие потери во Второй мировой войне составили 71 млн человек. Такова страшная цена, которую человечеству приходится платить за свое изобретение. Создание и повсеместное внедрение беспилотных автомобилей по своему вкладу в спасение жизней станет сопоставимо с изобретением антибиотиков и вакцин. Как скоро это произойдет — вопрос открытый.