Увидим ли мы когда-нибудь Mac OS X на iPad?

apple-keynote

Как мы уже рассказывали, несмотря на двукратное падение продаж смартфонов Lumia в 4 кв 2015, продажи планшетов Microsoft выросли на 22% (в стоимостном измерении). К сожалению, компания не раскрывает количество проданных моделей, но его можно оценить по суммарной выручке от Surface за 2015 финансовый год, завершающийся у Microsoft 30 июня. Она составила $3.9 млрд., и по сравнению с 2014 годом ($1.9 млрд.) выросла в два раза. Из расчета средней цены в $1000 за планшет (Surface Pro 3 в момент релиза стоили от $799 до $1949, но мы предполагаем, что бюджетных моделей было продано больше) получается около 4 млн. проданных экземпляров за 2015 год. Для сравнения количество iPad, реализованных примерно за тот же период (финансовый год Apple завершается в конце сентября) составило около 55 млн. — почти в 15 раз больше.

Рядом с Microsoft Apple выглядит явным фаворитом, но её продажи планшетов в 4 кв 2015 по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизились весьма существенно, с 21.4 млн. до 16.1 млн. штук — на 25%, т.е. на четверть. Отчасти это объясняется тем, что в конце 2015 года Apple не обновила линейку iPad Air, а выпустила более дорогой и специфический iPad Pro (в результате выручка в денежном измерении снизилась чуть меньше, на 21%). Но как бы то ни было, в 2014 и 2015 годах продажи iPad только падали — по итогам отчетных периодов за эти финансовые годы снижение денежной выручки составило 5% и 23%.

Ряд аналитиков объясняют это насыщением рынка, но в таком случае почему растут продажи Surface?

Рискну предположить, что основная причина заключается в десктопной операционной системе планшетов Microsoft. Разработчики ряда настольных приложений открыто заявляли, что не заинтересованы в их портировании на мобильную платформу, где цены намного ниже. В результате, несмотря на достижение ARM-процессором iPad Pro, Apple A9X, практически десктопной производительности, она в значительной мере остается невостребованной.

iPad Pro

В свою очередь x86-процессоры Intel либо очень дороги, либо заметно уступают своим ARM-собратьям по производительности. Самая младшая модель флагманского Surface Pro 4, которая без клавиатуры стоит $900, оснащена процессором Intel Core m3-6Y30. Он потребляет всего 4.5 Вт электроэнергии и не требует активной системы охлаждения, поэтому является полноценным мобильным процессором. При этом вполне справляется с такой игрой как Battlefield 4: на разрешении 768×1024 и при низких настройках частота кадров не проседает ниже 30 к/с. Однако рекомендуемая розничная цена этого процессора составляет $281. Это значительно дороже ARM-процессоров. В то же время Intel выпускает и гораздо более бюджетные версии. Одной из них является Intel Atom x7-Z8700 за $37. В частности им оснащен китайский планшет Teclast X16 Power, который по уровню производительности ЦПУ (3,270 баллов в Geekbench) и ГПУ (19 к/с в GFXBench Manhattan) приблизительно соответствует смартфону iPhone 6 (2014).

Официальные данные о стоимости топовых чипсетов с архитектурой ARM отсутствуют. В материале, посвященном одноплатным компьютерам, мы упоминали Allwinner A64, который официально стоит всего в $5. Что касается такого монстра как Apple A9X, то по оценкам блогера Ашрафа Иасса (Ashraf Eassa), его себестоимость составляет $37.3 — столько же, сколько в рознице стоит вышеназванный Intel Atom x7-Z8700.

Если эти данные верны, а динамика роста производительности в обоих сегментах не претерпит существенных изменений, то бюджетные x86-процессоры отстают от ARM-процессоров приблизительно на два года, и где-то в 2018 году по своему графическому быстродействию сравняются с игровыми приставками предпоследнего поколения, Xbox 360 и PlayStation 3. Возможно к тому времени топовые модели с архитектурой ARM даже выйдут на уровень приставок последнего поколения, Xbox One и PlayStation 4, но позволит ли им это удержать лидерство? Если сохранится нынешняя тенденция, то в 2018 году на появление в App Store сотен игр уровня Xbox 360/PlayStation 3 рассчитывать не приходится. Их разработчики, как мы уже говорили, во-первых не заинтересованы в портировании приложений на мобильную платформу, а во-вторых, ориентируются на средний уровень производительности. Таким образом, в качестве игровой платформы x86-планшеты получат преимущество — разработчикам адаптировать десктопные игры к мультитач-дисплею и датчикам пространственной ориентации проще, чем портировать их между разными операционными системами. Впрочем и без адаптации многие из игр найдут свою аудиторию, если воспользоваться геймпадом. Офисные приложения мы не рассматриваем, поскольку для них вполне достаточно даже нынешнего уровня производительности бюджетных Windows-планшетов.

iPad Pro

Если этот прогноз подтвердится, то почти наверняка ответные меры предпримет Apple. Как мне представляется, у компании есть варианта: 1) покупка нескольких софтверных студий и интенсивная разработка качественных мобильных приложений для планшетов и смартфонов; либо 2) выпуск планшетов с процессорами Intel и адаптированной к мультитач-дисплям версией десктопной Mac OS X. И хотя пока Apple отвергает целесообразность слияния iOS с Mac OS X в одну операционную систему, в этом случае оно скорее всего неизбежно, поскольку раздельное существование двух адаптированных к мультитач-дисплеям операционных систем просто не имеет смысла.

Третьему игроку на рынке планшетов, компании Google с её операционной системой Android, не останется другого выбора, кроме как прибегнуть к одному из приведенных выше вариантов. А именно — приобрести несколько компаний по разработке мобильных приложений и создать десятки качественных приложений, которые позволят планшетам на Android выдержать конкуренцию. Впрочем, как мы уже говорили, Google даже сейчас не предпринимает для этого практически никаких усилий, поэтому вполне вероятно, что с рынка планшетов её просто вытеснят.

Что касается смартфонов, то с ними всё обстоит несколько сложнее. С учетом наблюдаемой в последние годы тенденции к увеличению размеров экрана, они мало чем будут отличаться от небольших планшетов — особенно, если к искомому 2018 году появятся, наконец, модели со складывающимися пополам дисплеями. В этом случае программное обеспечение смартфонов скорее всего также ожидает «десктопизация» — если, конечно, Apple с Google не засядут за написание аналогичных приложений для своих мобильных платформ или не стимулируют к этому армию разработчиков.