GPD Win 2: портативная игровая консоль с десктопными играми за $700

Китайская компания GPD объявила, что где-то в середине января 2017 на Indiegogo стартует подписка на вторую версию её портативной игровой консоли, GPD Win 2. Внешне это устройство напоминает миниатюрный ноутбук, но помимо клавиатуры имеет встроенный геймад. Благодаря ему и операционной системе Windows 10 Home на консоли можно запускать полноценные десктопные игры. Причем если у предыдущей версии GPD Win конфигурация для подобного применения была довольно скромной (Intel Atom X7 Z8700, 4 Гб LPDDR3-1600, 64 Гб eMMC 4.51 с microSD), то на этот раз она выглядит куда как солиднее:

  • Размеры 16.2 x 9.9 x 2.5 см, вес 460 г
  • 6-дюймовый тачскрин дисплей Sharp с разрешением 720×1280, Gorilla Glass 4
  • Процессор Intel Core m3-7Y30
  • Оперативная память 8 Гб LPDDR3-1866
  • Встроенная память 128 Гб M.2 SSD SATA 3.0
  • Двойная батарея общей емкостью 9,800 мА⋅ч (6 ч геймплея)
  • Стереодинамики, микрофон, двойной вибромотор
  • Порты USB Type A 3.0, USB Type C 3.0, micro HDMI, 3.5-мм, microSD, Bluetooth 4.2, Wi-Fi 802.11 a/ac/b/g/n.

Благодаря такой начинке по сравнению с первой версией производительность GPD Win 2 (частота кадров в секунду) выросла весьма существенно:

На время время подписки консоль будет стоить $599, а с поступлением в розничную продажу в апреле 2017 цена вырастет до $699.

Ниже представлены несколько видео с демонстрацией геймплея на GPD Win 2:

Грядущий релиз мобильной консоли для десктопных игр в очередной раз поднимает вопрос о перспективах мобильного гейминга. С одной стороны мы имеем мобильные процессоры вроде Apple A11 Bionic, которые заметно превосходят Intel Core m3-7Y30 в производительности. Например в популярном графическом бенчмарке GFXBench Manhattan 3.1 их быстродействие на разрешении Full HD составляет 41 к/с и 25 к/с соответственно. Это значит, что например в GTA 5 производительность A11 Bionic теоретически составила бы не 37-38 к/с, а 60 к/с. Однако пока вся эта мощь мобильных смартфонах в играх востребована мало. Одна из немногих игр с графикой уровня PlayStation 3 и Xbox 360, достойной такой производительности — GRID Autosport. Десктопных же игр такого уровня — сотни.

В этом смысле невольно вновь и вновь напрашивается концепция уже много лет ожидаемого Surface Phone — гипотетического смартфона Microsoft на базе полноценной десктопной версии Windows 10. Если в случае с GPD Win 2 геймпад встроен непосредственно в устройство, то для такого смартфона его можно было бы расположить на специальном чехле (аналогично модулям для Moto Z2 Force) или традиционном контроллере (вроде Logitech PowerShell).

Почему же этого не происходит? Вероятно проблема упирается в Intel, чьи процессоры слишком большие, слишком прожорливые и слишком дорогие. Мелкооптовая цена (1000 шт.) Intel Core m3-7Y30 — $281, а себестоимость Apple A11 Bionic оценивается в $26. Батареи GPD Win 2 емкостью 9,800 мА⋅ч хватает на 6 ч геймплея — а iPhone X с батареей 2716 мА⋅ч в бенчмарке GFXBench Manhattan 3.1 работает почти 3 ч, причем с довольно умеренным троттлингом (производительность в течение часа снижается с 37.6 к/с до 30.1 к/с). Причем в GPD Win 2, в отличие от смартфона Apple, применяется активная система охлаждения.

Также процессоры смартфонов в большей степени оптимизированы для постоянного подключения к сотовой связи (недаром Microsoft и по меньшей мере три производителя сотрудничают с Qualcomm с целью выпуска ноутбуков на базе процессоров Snapdragon 835 и его преемников). Наконец, свойственная мобильным процессорам архитектура big.LITTLE позволяет меньше нагружать смартфон в режиме ожидания или выполнения простеньких задач.

И хотя Intel с рынка основных процессоров для смартфонов фактически ушла, трудно поверить что она так легко откажется от столь перспективного направления. Возможно новые попытки будут предприняты с её переходом на 10-нанометровый техпроцесс, который стартует в следующем году. Нынешний 14-нм почти эквивалентен 14-нм техпроцессу Samsung и 16-нм техпроцессу TSMC, но по сравнению с их 10-нм техпроцессом Intel обещает гораздо более высокую плотность размещения транзисторов. Последняя в 10-нм техпроцессе должна превзойти соперников в два раза — на один мм2 она составляет 48.1 млн. у TSMC, 51.6 млн. у Samsung и целых 100.8 млн. у Intel. Также компания предпринимает активные усилия по части модемов сотовой связи — в том числе 5G.

GPD, Liliputing, Reddit