Nvidia RTX 3090 и RTX 3080: результаты тестов игровой производительности

Сегодня стартовали продажи Nvidia GeForce RTX 3090, и соответственно был снят мораторий на публикацию обзоров самой производительной в мире игровой видеокарты. Мы предлагаем вашему вниманию результаты, полученные нашими коллегами из Tom’s Hardware в процессе тестирования RTX 3090 ($1.5 тыс) и более младшей модели, RTX 3080 ($700). Ниже приводится производительность на разрешении 4K с ультра настройками, в паре с процессором Core i9-9900K (синим — средние значения, черным — минимальные в 99% случаев):

Вот насколько RTX 3080, обещающая стать относительно массовой топовой видеокартой (в отличие от RTX 3090), превосходит прежних чемпионов в минимальной частоте кадров (сравниваются референсные версии, т.е. FE):

  • RTX 2080 Ti ($1200, сентябрь 2018) — на 33% (78.2 к/с vs 58.8 к/с)
  • RTX 2080 Super ($700, июль 2019) — на 58% (78.2 к/с vs 49.4 к/с)
  • RTX 2080 ($800, сентябрь 2018) — на 71% (78.2 к/с vs 45.7 к/с)
  • GTX 1080 Ti ($700, март 2017) — на 93% (78.2 к/с vs 40.5 к/с)
  • GTX 1080 ($700, май 2016) — в 2.6 раза (78.2 к/с vs 30.4 к/с).

В свою очередь, RTX 3090 опережает RTX 3080 всего на 9% (в профессиональных приложениях разница достигает 20-30%) — будучи более чем вдвое дороже. Сама RTX 3080 на одну треть производительнее RTX 2080 Ti двухлетней давности, которая при поступлении в продажу была более чем на 70% дороже. Оценки такого результата разнятся от восторга до недовольства, так что судить вам. Лично я склонен считать более корректным сравнение RTX 2080 Ti ($1.2 тыс) с RTX 3090 ($1.5 тыс) — обе видеокарты предназначены для истинных фанатов, готовых выложить за них очень крупную сумму. И здесь мы имеем дело с разницей в 45% (85.0 к/с vs 58.8 к/с).

А вышедшая год назад RTX 2080 Super и новейшая RTX 3080 стоят по $700, и между ними даже более чем полуторакратная разница в производительности. На более низких разрешениях (для которых мощность RTX 3080 явно чрезмерна) разрыв меньше, а в графических бенчмарках с трассировкой лучей — больше. Что касается конкурентов, то лучшую видеокарту AMD, Radeon VII, RTX 3080 превосходит на 85% (78.2 к/с vs 42.2 к/с).

То, что всего год спустя после релиза RTX 2080 Super, Nvidia выпустила в полтора раза более производительную видеокарту по той же цене, скорее всего имеет две причины: видеокарты AMD RX 6000 с архитектурой Big Navie, а также игровые консоли Microsoft и Sony, чей релиз состоится в конце года. Особенно это касается консолей, чья шейдерная производительность заявлена на уровне самых топовых игровых ПК до их апргрейда на GeForce RTX 30 (RTX 2080 Ti — 14 TFLOPS, Xbox Series X — 12 TFLOPS). Шейдерная производительность RTX 3080 в большинстве игр раскладывается на 20 TFLOPS FP32 (20 трлн операций с плавающей точкой одинарной точности) и 10 TOPS INT (10 трлн целочисленных операций).

Любопытно, что производительности даже такого монстра как RTX 3090 оказалось недостаточно для Microsoft Flight Simulator — игры с пожалуй самой передовой графикой на сегодня. Как видно из иллюстрации снизу, частота кадров в этом симуляторе проседает до 36.2 к/с, а в среднем составляет всего 45.6 к/с. Впрочем, в связи с огромным количеством объектов в кадре, узким местом здесь скорее всего является не видеокарта, а процессор (он отвечает за вызовы отрисовки) и устаревший DirectX 11.

Что касается энергопотребления RTX 3080, то её TDP по сравнению с RTX 2080 Super выросло до 320 Вт с 250 Вт. В играх разница еще больше — 333 Вт vs 245 Вт. В свою очередь у RTX 3090 фактическое энергопотребление составляет 361 Вт при TDP 350 Вт.

Несмотря на это, RTX 3080 нагревается немногим сильнее (70° vs 68°) и заметно тише всех видеокарт предыдущего поколения. А RTX 3090 и вовсе ухитряется нагреваться меньше всех — всего до 65°.

Итак, главный результат тестирования RTX 3090 и RTX 3080 таков: в играх они примерно в полтора раза превосходят своих предшественников двухлетней и годовой давности, RTX 2080 Ti и RTX 2080 Super. Этот результат мог быть даже лучше — если бы ГПУ выпускались на базе техпроцесса TSMC 7 нм, а не Samsung 8 нм. Как уже рассказывал Gadgets News, плотность транзисторов у них составляет 65.4 и 44.6 млн на мм², т.е. отличается почти в полтора раза. Очевидно, что такое улучшение далось бы Nvidia и покупателям её продукции более высокой ценой. Вместе с тем это неплохой задел на будущее, когда TSMC удовлетворит потребности Apple и начнет принимать крупные заказы от других компаний.