Tesla закрыла 1 кв 2019 с чистым убытком $702 млн: разбираемся в причинах

tesla-model-3-hero

Когда в 3 кв 2018 Tesla впервые в своей истории получила крупную чистую прибыль ($312 млн) и закрепила этот результат в 4 кв 2018 ($139 млн), стало казаться, что крупнейший мировой производитель электромобилей наконец вышел на безубыточный уровень производства. Похоже, что это далеко не так. Сначала появилась информация о резком спаде продаж, а сегодня вышла отчетность с чистым убытком в $702 млн. Давайте взглянем на основные финансовые показатели Tesla (в $ тыс), которые я немного дополнил собственными расчетными данными:

4 кв 20181 кв 2019
Выручка7,225,8734,541,464
Себестоимость(5,782,973)(3,975,721)
норма себестоимости80%88%
Операционные расходы(1,029,364)(1,087,574)
Финансовые расходы (проценты по кредитам)(174,723)(157,453)
Чистая прибыль (убыток)139,483(702,135 )

Как видим, у Tesla в 1 кв 2019 резко (на 37%) сократилась выручка, при этом операционные и финансовые расходы остались примерно на прежнем уровне (что вполне естественно), а себестоимость уменьшилась на 31% — и соответственно снизилась норма прибыли. Предварительно можно предположить, что автомобили стали продаваться дешевле — и это действительно так. Снижение цен связано с сокращением государственной субсидии, предоставляемой в США на покупку электромобиля (с 1 января 2019 года она уменьшилась с $7 тыс до $3.5 тыс) — Tesla частично компенсирует подорожание своих автомобилей за собственный счет.

Далее приводятся данные непосредственно по автомобилям:

4 кв 20181 кв 2019
Model S/X — выпуск25,16114,163
Model S/X — отгрузка (продажа)27,60712,091
доля продаж110%85%
Model 3 — выпуск61,39462,975
Model 3 — отгрузка (продажа)63,35950,928
доля продаж в выпуске103%81%

Эти данные объясняют падение выручки — помимо снижения цен, на нем сказалось сокращение поставок относительно как продаж в 4 кв 2018, так и объемов производства в 1 кв 2019. Последнее Tesla объясняет, в частности, логистическими проблемами, связанными с тем, что Model 3 впервые начал продаваться за пределами Северной Америки.

Попробуем оценить снижение цен:

4 кв 20181 кв 2019
Выручка от автомобилей (вместе с лизингом, на который приходится 2% отгруженных автомобилей)$6,323,219$3,723,861
Кол-во отгруженных (проданных) автомобилей90,96663,019
Средняя цена автомобиля (без учета НДС и государственных субсидий)$69.5 тыс$59.1

Как видим, средняя цена автомобилей Tesla в 1 кв 2019 заметно снизилась, на 15%. В этом сыграли роль как снижение цен, так и сокращение доли более дорогих, по сравнению с Model 3, Model S/X — с 30% до 19%. Официально норма валовой прибыли по Model 3 составила в 1 кв 2019 «~20%», тогда как в отчетности за 3 кв и за 4 кв 2018 сообщалось, что она «>20%». Но скорее всего не намного больше 20%, поскольку в отчетности за 1 кв 2019 Tesla сообщает о небольшом снижении нормы валовой прибыли. В будущем её планируется довести до 25%.

Сама Tesla раскрывает следующие компоненты убытка, понесенного в 1 кв 2019:

  • $92 млн — увеличение резерва под возврат проданных автомобилей (на который имеют права покупатели в рамках специальных программ Tesla)
  • $188 млн — незапланированные расходы
  • $67 млн — расходы по реструктуризации и прочим незапланированным статьям
  • $29 млн — списание запасов.

Итого — $376 млн.

Еще одним фактором снижения выручки и роста убытков могло стать снижение продаж ZEV и не-ZEV кредитов другим производителям (в связи с наращиванием ими выпуска собственным электромобилей). Как уже рассказывал Gadgets News, в 2018 году чистая финансовая помощь компании Tesla составила $418.6 млн (ZEV и не-ZEV кредиты) + $1,851 млн (государственные субсидии на покупку), итого $2.26 млрд. По не-ZEV кредитам информация отсутствует, а выручка по ZEV кредитам в 1 кв 2019 составила $15 млн — против $1 млн в 4 кв 2018 и $52 млн в 3 кв 2018.

Помимо данных за 1 кв 2019, Tesla сделала прогноз на 2 кв 2019 — в этом периоде она планирует отгрузить 90-100 тыс автомобилей (против 63 тыс в 1 кв 2019). В целом за 2019 год Tesla рассчитывает отгрузить 360-400 тыс автомобилей, что на 45-65% превышает прошлогоднее значение. Объемы производства превысят поставки довольно существенно — если Gigafactory 3 в Шанхае заработает с полной нагрузкой уже в 4 кв 2019, то в течение 2019 года Tesla сможет выпустить полмиллиона электромобилей.

Tesla