Tesla стала самой дорогой автомобильной компанией мира [обновлено]

В начале года мы рассказывали о том, что Tesla стала самой дорогой автомобильной компанией в истории США, но сегодня компания побила и этот рекорд и теперь котируется как самая дорогая в мире. Её рыночная капитализация на время публикации этого материала превышает $208 млрд, превзойдя даже Toyota ($202 млрд), не говоря уже про Volkswagen AG (€70 млрд), Daimler AG (€38 млрд), General Motors ($36 млрд) или Ford ($24 млрд). Причем рыночная капитализация японского автогиганта включает 14.3% её акций, являющихся казначейскими, поэтому по альтернативной оценке эта капитализация составляет $172 млрд.

На графике курса акций Tesla за последние годы видно, что рост котировок начался осенью прошлого года — с 1 сентября 2019 по 1 июля 2020 они выросли с $240 до $1132 (почти в пять раз). Судя по всему, начало этому тренду положили финансовые результаты за 3 кв 2019, когда впервые с начала года была получена чистая прибыль ($150 млн).

3 кв 20194 кв 20191 кв 20202 кв 2020
Чистая прибыль$150 млн$132 млн$68 млн
Продажи автомобилей97,186 шт112,095 шт88,496 шт 190,650 шт

1 Как всегда в первом квартале года, спад продаж связан со снижением (в данном случае — обнулением) федеральной субсидии на покупку электромобиля в США ($7500 — до 2019, $3750 — в 1-й пол 2019 и $1875 — во 2-й пол 2019).

Насколько же обоснована рыночная стоимость Tesla? Предлагаю сравнить с Toyota несколько ключевых показателей за последний финансовый год и первый календарный квартал этого года:

TeslaToyota
Рыночная капитализация на 1 июля 2020$208 млрд$202 млрд
Годовая выручка$24.6 (8.8%)$278.5 млрд
Годовая чистая прибыль($775 млн)$19.9 млрд
Производство автомобилей за 1 кв 2020103 тыс (4.3%)2.4 млн

Может показаться нелепым, что Tesla стоит дороже Toyota при том, что выручка и выпуск автомобилей первой составляет от последней 8.8% и 4.3%, не говоря уже об убытке $775 млн против чистой прибыли почти $20 млрд. Но как уже отмечал Gadgets News, рыночная капитализация отражает не только и не столько текущее положение компании, сколько ожидания инвесторов от её будущего.

А будущее, что ни говори, за электромобилями. Можно сколько угодно спорить об их преимуществах и недостатках по сравнению с автомобилями на ДВС, но глобальная тенденция складывается в пользу электротранспорта. Одним из самых показательных примеров является принятый на днях закон, согласно которому в Калифорнии с 2045 года запрещается продажа новых грузовиков с двигателями внутреннего сгорания.


ОБНОВЛЕНИЕ

Публикация дополнена вышедшим 2 июля отчетом Tesla о выпуске и продажах автомобилей за 2 кв 2020 — они составили 82,272 и 90,650 шт соответственно. Эти данные превзошли ожидания инвесторов — не будем забывать, что из-за эпидемии COVID-19 апрель-июнь 2020 стали одним из тяжелейших периодов в новейшей экономической истории США. Несмотря на почти двухмесячный (с 23 марта по 11 мая) перерыв в работе калифорнийского завода Tesla, производство автомобилей во втором квартале по сравнению с первым упало всего на 20% (82,272 vs 102,672). Поэтому рост акций Tesla продолжился (на момент обновления — $1,190), и рыночная капитализация компании достигла $220.75 млрд.