Беспилотный автомобиль Mobileye проехал через Иерусалим без вмешательства водителя
На днях израильская компания Mobileye опубликовало видео с самой впечатляющей, на моей памяти, демонстрацией беспилотного автомобиля. В этом видео запечатлена 40-минутная поездка из одной окраины Иерусалима (города с площадью 125 км2 и населением 920 тыс жителей) в другую. Маршрут изобиловал интенсивным движением с небольшими пробками, припаркованными на краю проезжей части автомобилями, улицами с сужением дороги, пешеходными переходами, светофорами, перекрестками с круговым движением и т.д. И на всем протяжении этого маршрута автомобиль вел себя на удивление хорошо: объезжал препятствия, пропускал пешеходов и перестраивался на полосы с более быстрым движением. Последний маневр, как и выезд на проезжую часть, выполнялся автопилотом вполне по-человечески — в плотном трафике автомобиль осторожно начинал движение (как бы сообщая остальным о своем намерении), и продолжал его после того, как едущий сзади автомобиль замедлял движение.
Эффект от почти безупречного вождения усиливается тем, что беспилотный автомобиль не имеет ни радаров, ни лидаров — только камеры: восемь для дальнего обзора и четыре парковочные. Полученное с них изображение обрабатывают два процессора Mobileye EyeQ5, позиционируемые компанией для автопилота 4-го и 5-го уровней (когда не требуется вмешательство человека). Как уже рассказывал Gafgets News, 7-нм EyeQ5 имеет производительность в 15 TOPS при энергопотреблении 5-6 Вт.
Любопытно, что в отличие от главы Tesla, со-основатель и глава Mobileye профессор Амнон Шашуа не считает, что каждый, кто полагается на лидары, обречен. Радары с лидарами он предлагает использовать как не дополнение к камерам, а отдельную самостоятельную систему сбора информации. Это значительно повысит надежность автопилота в случае сбоя одной из двух систем.
Еще одна интересная особенность Mobileye — RSS (Responsibility-Sensitive Safety). Это модель поведения, основанная на пяти правилах (в моем несколько вольном переводе):
- Соблюдай дистанцию
- Не подрезай
- ДДД (дай дорогу дураку)
- Будь осторожен в зонах плохой видимости
- Если для предотвращения ДТП надо нарушить ПДД (например, выехать на встречную полосу), сделай это — если это не повлечет другое ДТП.
Конечно, одним набором этих достаточно банальных истин RSS не ограничивается — по меньшей мере первые две из них формализованы в виде математических уравнений.
Напомню, что полностью беспилотные автомобили альянс BMW, Intel и Mobileye к 2021 году — но это объявление было сделано еще в 2016, так что сроки эти могут быть сдвинуты. Несмотря на эффектную демонстрацию одной отдельно взятой поездки по заданному маршруту, поведение автопилота на миллионах автомобилей по всему миру является гораздо менее предсказуемым. Об этом, в частности, свидетельствует все еще довольно сырой автопилот Tesla — в отличие от Mobileye, его в реальных условиях тестируют сотни тысяч водителей.