Apple в последний раз раскрыла объемы продаж своих продуктов
Сегодня ночью (по московскому времени) Apple опубликовала финансовые результаты за 3 кв 2018 и, соответсвенно, за весь финансовый год (у Apple он заканчивается календарным 3 кв 2018). Вместе с рекордной прибылью, полученной Apple в минувшем финансовом году, её руководство сделало разочаровывающее объявление — начиная со следующего отчетного периода (календарного 4 кв 2018) прекращается публикация данных о количестве проданных iPhone, iPad, Mac и т.д. Объясняется это тем, что «количество проданных штук необязательно свидетельствует о силе нашего бизнеса«.
И хотя истинная причина такой скрытности явно кроется в чем-то другом, формально это действительно так. Все последние годы средняя цена продуктов Apple, по крайней мере iPhone, непрерывно растет — соответственно и рост денежной выручки стабильно опережает рост продаж в натуральном выражении. Не стал исключением и 3 кв 2018 — при росте объемов продаж iPhone, по сравнению с 3 кв 2017, всего на 0.5% (до 46.9 млн. штук), денежная выручка выросла почти на 30% (до $37.2 млрд). Таким образом, средняя цена смартфонов Apple за год выросла с $618 до $793.
Как уже рассказывал Gadgets News, цена iPhone растет вовсе не от жадности Apple. iPhone 4s (2011) продавался по цене от $649 при себестоимости $196 (доходность — 70%), а iPhone XS Max (2018) стоит $1,099 при себестоимости $443 (доходность — 60%). Но поскольку в абсолютном выражении прибыль от каждого проданного смартфона увеличивается, Apple получает все больше и больше прибыли.
Минувший финансовый год стал рекордным:
- Выручка — $265.6 млрд (+16%)
- Чистая прибыль — $59.5 млрд (+23%).
То обстоятельство, что чистая прибыль растет быстрее выручки казалось бы свидетельствует о том, что норма прибыли от продуктов Apple, наоборот, увеличивается. Но не будем забывать, что выше приводилась прямая производственная себестоимость, без учета накладных расходов. Доля валовой прибыли (выручка минус себестоимость) в выручке 2017 составила 38.5%, а 2018 — 38.3%, т.е. даже немного снизилась. Чистая же прибыль выросла потому, что прочие расходы росли медленнее выручки:
- R&D (аналог НИОКР) — $14.2 млрд (+23%)
- Управленческие, коммерческие и прочие расходы — $16.7 млрд (+9%)
- Резерв по налогу на прибыль — $13.4 млрд (-15%).
Не лишним будет взглянуть и на запас финансовой прочности Apple — сумма её резервов (денег на банковских счетах, а также рыночной стоимости краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг) составила на 29 сентября $237 млрд. Год назад эта величина была значительно больше — $269 млрд. Главная причина сокращения этих резервов — регулярно производимый Apple выкуп акций у своих акционеров. За 2018 финансовый год их было выкуплено, по данным Отчета о движении денежных средств, на $73 млрд. (в 2017 — $33 млрд).
Словом, не отчетность, а загляденье — недаром Apple первой в истории преодолела рубеж в один триллион долларов рыночной капитализации. Сейчас, правда, её акции подешевели примерно с $220 до $210, но это скорее всего связано со странным решением компании больше не публиковать статистику продаж своих продуктов. Причем рыночную стоимость Apple никак не назовешь раздутой. В публикации, посвященной финансовым результатам компании за 2017 финансовый год, мы уже приводили данные по PE Ratio, соотношению между рыночной ценой её акций и прибылью. Чем оно больше, тем, грубо говоря, сильнее раздута рыночная стоимость. Давайте взглянем на нынешние значения этого показателя у нескольких американских хайтек компаний:
Компания | Рыночная капитализация | PE Ratio |
Apple | $1,073 млрд | 20 |
Amazon | $814 млрд | 132 |
Microsoft | $813 млрд | 50 |
Alphabet (Google) | $748 млрд | 46 |
Intel | $220 млрд | 17 |
Nvidia | $133 млрд | 32 |
IBM | $106 млрд | 19 |
Qualcomm | $94 млрд | — |
Tesla | $59 млрд | — |
AMD | $20 млрд | 70 |
Как видим, среди всех эти компаний Apple не только самая дорогая, но и почти самая недооцененная, немного уступая по этому показателю лишь Intel и IBM.
В заключение давайте обратимся к общемировой статистике продаж смартфонов в 3 кв 2018:
3 кв 2018 | 3 кв 2017 |
Рост |
|||
Объем продаж | Доля | Объем продаж | Доля | ||
Samsung | 72.2 млн | 20.3% | 83.3 млн | 22.1% | -13.4% |
Huawei | 52.0 млн | 14.6% | 39.1 млн | 10.4% | 32.9% |
Apple | 46.9 млн | 13.2% | 46.7 млн | 12.4% | 0.5% |
Xiaomi | 34.3 млн | 9.7% | 28.3 млн | 7.5% | 21.2% |
OPPO | 29.9 млн | 8.4% | 30.6 млн | 8.1% | -2.1% |
Прочие | 119.9 млн | 33.8% | 149.8 млн | 39.6% | -19.9% |
Всего | 355.2 млн | 377.8 млн | -6.0% |
Как видим, объемы продаж смартфонов по сравнению с прошлым годом снизились на 6%. Если это тенденция, то становится понятным почему Apple предпочитает больше не раскрывать данную информацию — похоже, что её руководство прогнозирует у себя падение продаж.
На фоне общего спада продаж китайские производители продолжают рваться вперед — Huawei и Xiaomi показывают впечатляющие 33% и 21% роста. Причем если раньше продукцию Apple они просто копировали, то с недавних пор предпринимают смелые попытки превзойти её. Это и лучшая в мире, согласно рейтингу DxOMark, камера у Huawei P20 Pro, и безрамочный дисплей сразу у четырех анонсированных на днях моделей: Xiaomi Mi Mix 3, Nubia X, Honor Magic 2 и Lenovo Z5 Pro. Смартфоны Apple по-прежнему превосходны, более того, они с каждом годом становятся все лучше и лучше — но и китайские производители не стоят на месте, предлагая смелые (хотя иногда и спорные) решения.
А главное, эти решения, несмотря на явную тенденцию к росту цен, намного доступнее дорогостоящей продукции Apple. Смартфон с топовыми характеристиками, Pocophone F1, в официальном магазине Xiaomi можно приобрести за ₽24 тыс., тогда как самый доступный из новых смартфонов Apple, iPhone XR, обойдется вам в ₽65 тыс. И это при том, что функционал обеих моделей практически одинаковый — они оба позволяют играть в любые мобильные игры на максимальных настройках, сносно снимают, имеют неплохую автономность и т.д. Нечего говорить о еще более бюджетных моделях для тех, кто не слишком требователен к производительности и качеству камеры — с большинством функций вполне справляются модели ценой в ₽14 тыс (например, Asus Zenfone Max Pro).
Это не значит, что Apple что-то делает не так — напротив, именно её ставка на топовые модели позволяет ей получать больше прибыли с каждого проданного смартфона, и при этом не распыляться на разработку и маркетинг десятков бюджетных версий. Но с точки зрения рядового потребителя, не имеющего особых предпочтений в пользу iOS (которая функционально от Android почти ничем не отличается) и бренда Apple как такового, на рынке имеются куда более привлекательные, благодаря своей цене, альтернативы.