Илон Маск: скоро можно будет доехать от домашнего гаража до рабочей парковки без участия водителя

elon-musk-tesla

Сегодня ночью Илон Маск опубликовал в своем твиттере следующее сообщение:

Уже тестируем программное обеспечение для светофора, дорожного знака «Движение без остановки запрещено» и кругового перекрестка. Скоро ваша Tesla сможет проехать от домашнего гаража до парковки на работе вообще без участия водителя.

Перед этим Маск рекомендовал воспользоваться анонсированной в октябре функцией Navigate on Autopilot, пообещав, что она «снесет вам башню». По его словам, новая опция автопилота позволяет автоматически обгонять медленные автомобили, перестраиваться на транспортных развязках и съездах с шоссе.

Процитированное выше заявление главы компании Tesla выглядит так, словно речь идет об автопилоте 4-го уровня, который обязывает водителя сидеть на водительском кресле, но не требует от него ни управлять автомобилем, ни даже следить за дорогой. Как скоро это произойдет глава Tesla не сообщает, но ранее он называл 2019 год. В опубликованном 2 ноября интервью Recode он эти сроки подтвердил: «Я думаю, что полный автопилот мы получим в следующем году».

Лично мне настрой Илона Маска представляется чрезмерно оптимистичным. Автопилот 4-го уровня был продемонстрирован больше двух лет назад — тогда Tesla опубликовала видео, в котором её автомобиль без участия сидевшего за рулем водителя доезжает из одной точки небольшого города в другую, благополучно справляясь с перекрестками и дорожными знаками. За год до этого Tesla отреагировала на публикацию Bloomberg, которая была посвящена беспилотному автомобилю, разрабатываемому хакером Джорджем Хоцом. В пресс-релизе компании говорилось, что «достижение 99% точности обучаемой машинной системы относительно легко, но достижение остро требуемой 99.9999% точности значительно сложнее».

Waymo Nov-2018

Очевидно, что если Tesla продемонстрировала, казалось бы, стопроцентный автопилот еще в 2016, но рассчитывает выпустить его в 2019, то значит его точность с тех пор значительно выросла. Тем не менее, ряд обстоятельств указывает на то, что этой точности все еще недостаточно. Например, на днях Waymo (Google) приступила к оказанию услуг «беспилотного» такси, в котором, однако, за рулем сидит водитель — хотя в сентябре пресс-секретарь компании обещала, что такси будет полностью беспилотным. И это при том, что в отличие от Tesla автомобили Waymo оснащены лидаром и в автономном режиме наездили гораздо больше километров.

В своих прогнозах ошибался и Илон Маск — он обещал беспилотной автопробег Tesla из Нью-Йорка в Лос-Анджелес еще до конца 2017, но он не состоялся до сих пор.

Когда речь идет о человеческих жизнях, требования к надежности и точности автопилота значительно строже, поэтому можно практически не сомневаться, что даже в случае релизе «стопроцентного» (5-го уровня) автопилота в 2019 году, Tesla обяжет водителей следить за дорогой и брать на себя управление когда это потребуется — что представляет собой автопилот 3-го уровня. Другой вопрос, что по мере накопления положительной статистики требования к автопилоту будут смягчены — но это будет происходить постепенно и наверняка не один год.

Поэтому более реалистичными представляются озвученные ранее планы нескольких производителей выпустить полностью беспилотный автомобиль к 2021 году. Хотя даже в этом случае понятие «полностью беспилотный» скорее всего будет достаточно условным, предполагая участие водителя в управлении автомобилем в отдельных случаях. Что касается по-настоящему беспилотных автомобилей, то как уже рассказывал Gadgets News, прогнозы специалистов разнятся: министр транспорта Великобритании полагает, что они появятся в течение 3-4 лет, а Крис Урмсон, в 2013-2016 возглавлявший в Google разработку беспилотного автомобиля — не раньше, чем через 30 лет.