Состоится ли объединение операционных систем Apple?

Одним из главных событий этого года в IT-индустрии стал анонс перехода компьютеров Apple на собственные процессоры и последующий релиз трех таких компьютеров: Mac mini, MacBook Pro 13 и MacBook Air. В ближайшие два года еще могут выпускаться модели с процессорами Intel, но по завершении этого переходного периода все новинки будут уже на процессорах ARM. А это значит, что одинаковая процессорная архитектура будет и у ноутбуков с настольными ПК, и у смартфонов с планшетами. Это уже сейчас позволяет запускать на компьютерах с процессором Apple и новой версией macOS, Big Sur, приложения, написанные под iOS. И тогда возникает закономерный вопрос — а что если и iOS-устройства снабдить возможностью запускать приложения, написанные под macOS? Этот вопрос надо разбить на две части: 1) потянут ли мобильные чипы macOS приложения, и 2) есть ли вообще смысл в macOS приложениях на мобильных устройствах?

Начнем с первого вопроса. Я предлагаю акцентировать внимание на графической составляющей — она востребована в играх и многих профессиональных приложениях. В таблице снизу даны основные характеристики графической производительности пяти платформ:

Apple A14
(iPhone 12 Pro)
Apple M1
(Mac Mini)
PlayStation 4Playstation 5Nvidia RTX 3090 (ПК)
Энергопотребление системы5.57 Вт 1
3.91 Вт 2
16.5 Вт 3
12% от PS4
137 Вт107 Вт 3
20% от RTX 3090
203 Вт 4
38% от RTX 3090
535 Вт 5
Пропускная способность памяти42.7 Гб/с
(64-бит)
68.25 Гб/с 39% от PS4
(128-бит)
176 Гб/с
(256-бит)
448 Гб/с 48% от RTX 3090
(256-бит)
936.2 Гб/с
(384-бит)
Производительность FP320.824 TFLOPS
32% от M1
2.6 TFLOPS1.843 TFLOPS
71% от M1
18% от PS5
10.29 TFLOPS
45% от RTX 3090
22.77 TFLOPS 6
Скорость заполнения пикселей41 Гпкс/с25.6 Гпкс/с
62% от M1
18% от PS5
142.9 Гпкс/с
75% от RTX 3090
189.8 Гпкс/с
Скорость заполнения текселей82 Гткс/с57.6 Гткс/с
70% от M1
18% от PS5
321.6 Гткс/с
58% от RTX 3090
556.0 Гткс/с
GFXBench 5.0 Aztec Ruins, High, 1440p (пиковая и устойчивая)37.4 к/с 48% от M1
26.7 к/с 34% от M1
77.7 к/с

1 в GFXBench 5.0 Aztec Ruins (High, 1440p) — для пиковой производительности

2 в GFXBench 5.0 Aztec Ruins (High, 1440p) — для устойчивой производительности

3 Rise of the Tomb Raider (энергопотребление только SoC)

4 Marvel’s Spider-Man: Miles Morales

5 Doom

6 Доступная в играх (в среднем)

Обратите внимание, что в таблице приводится процентное соотношение производительности одних платформ относительно других. Apple M1 vs PlayStation 4 показывает, что за исключением пропускной способности между ГПУ и ОЗУ, чип M1 превосходит игровую консоль PlayStation 4 (2013). Несмотря на отставание последней от PlayStation 4 Pro (2016) и тем более PlayStation 5 (2020), вышедшие семь лет назад приставки остаются платформой, на которую как на нижний уровень все еще равняются разработчики игр. Игры вроде Cyberpunk 2077 смотрятся на этой платформе довольно плачевно, но официальных эксклюзивов для нового поколения консолей раньше 2022 ждать не стоит. В свою очередь сравнение Playstation 5 vs Nvidia RTX 3090 показывает диапазон производительности у платформ для игр нового поколения. Если производительность PlayStation 4 (и, условно, Apple M1) — 18% от PlayStation 5, то у последней быстродействие относительно самой топовой современной видеокарты составляет 45-75%. Очевидно, что в течение жизненного цикла PlayStation 5 эта цифра будет уменьшаться. Данные выкладки я привел в качестве иллюстрации позиции, которую занимает процессор Apple M1 среди актуальных на сегодня игровых платформ.

Но M1 предназначен для ноутбуков и мини-ПК Apple — как насчет её смартфонов и планшетов? Как мы знаем, iPhone 12 и iPad Air 4-го поколения оснащены другим чипом, A14. Судя по бенчмарку GFXBench 5.0 Aztec Ruins, его устойчивая (после троттлинга) графическая производительность втрое меньше, чем у M1. Однако вполне можно рассчитывать, что топовые планшеты Apple следующего поколения получат слегка урезанную версию этого процессора. И значит уже в следующем году (по слухам релиз нового iPad Pro состоится весной) они будут соответствовать PlayStation 4. Таким образом, новые планшеты Apple готовы к тому, чтобы перевести их на новую операционную систему, позволяющую запускать на них не только мобильные (iOS), но и десктопные (macOS) приложения.

В отношении смартфонов Apple дела обстоят уже не так однозначно. Если исходить из ежегодного 25% прироста устойчивой графической производительности смартфонов Apple, то уровня M1 они достигнут еще нескоро — через пять лет. Очевидно, что сам M1 к тому времени уже основательно устареет — производительность ноутбуков и настольных ПК эти пять лет не будет стоять на месте. Не будем забывать и о более ранних моделях — гипотетическое обновление на мобильно-десктопную операционную систему будет доступно только новейшему поколению iPhone.

Следующий вопрос касается целесообразности иметь десктопные приложения на мобильных устройствах. В случае с планшетами такая потребность безусловно существует. iPad Pro 12.9 — замечательный гаджет с размером дисплея почти как у MacBook Pro 13. Но у него есть серьезный недостаток — отсутствие десктопных приложений, которые значительно расширили бы функционал планшета — например в части игр и профессиональных приложений для работы с графикой и видео. Очевидно, что возможность запускать такие приложения и работать с ними посредством геймпада, клавиатуры и компьютерной мыши — наравне с приложениями под мультитач-дисплей — пойдет планшетам Apple только на пользу. Поддержка обоих категорий приложений может быть реализована посредством адаптивного интерфейса, который автоматически меняется в зависимости от подключения или отключения компьютерной периферии.

Если абстрагироваться от упомянутого выше отставания графической производительности A14 от M1, поддержка десктопных приложений iPhone также не помешает. Посредством геймпада на смартфоне можно будет играть в десктопные игры, а док-станция, с подключенными к ней монитором/телевизором и компьютерной периферией, превратит такой Phone в домашний компьютер или стационарную игровую приставку.

Все эти рассуждения достаточно умозрительны и не принимают во внимание ряд практических обстоятельств. Прежде всего далеко не факт, что от объединения операционных систем выиграет сама Apple. Если в компании сочтут, что от слияния, например, iPadOS и macOS не столько вырастут продажи iPad Pro 12.9, сколько снизятся продажи MacBook 13, то от этого шага Apple конечно воздержится. Как уже рассказывал Gadgets News, в январе 2014 руководители компании объявили, что не планируют объединение iOS и macOS. По их словам, это потребует чрезмерных усилий и ограничения богатых возможностей десктопной ОС при переносе  на мобильную платформу. Это заявление было сделано несмотря на то, что на презентации первого iPhone в 2007 году Стив Джобс по всеуслышанье заявил под овации присутствовавшей публики, что смартфон работает на OS X «потому, что у нее есть все, что нам нужно, включая многозадачность» (что также оказалось неправдой, поскольку полноценная многозадачность появилась лишь с выходом iOS 4).

Еще одна проблема касается возможного замедления работы iPad или iPhone с переходом на, по сути, десктопную ОС со встроенной поддержкой мультитач-интерфейса. Эти устройства рассчитаны на упрощенные приложения, и поэтому они работают под управлением упрощенной операционной системы. Критически важно обеспечить не только плавное переключение с мобильного интерфейса на десктопный и обратно, но и сохранение быстрой и плавной работы, к которой привыкли пользователи iPad или iPhone. Если без компромиссов в этом деле не обойтись, то разумнее ограничиться качественной мобильной функциональностью смартфонов и планшетов, ради которой их и покупают.