Продажи iPhone упали впервые за его историю
Сегодня ночью Apple опубликовала свою финансовую отчетность за I кв 2016. Как всегда она впечатляет огромными показателями выручки и прибыли. Но вместе с тем в ней подтвердился прогноз компании и сторонних экспертов о падении выручки по iPhone — впервые с 2007 года, когда начались продажи смартфона. Сравнение делается с аналогичным периодом прошлого года — брать предыдущий период некорректно по причине сезонного фактора. Ведь пик продаж приходится на IV кв, когда Apple традиционно анонсирует свои новые модели и происходят рождественские распродажи. Тем не менее, мы возьмем все три периода, для наглядности:
I кв. 2016 | IV кв. 2015 | I кв. 2015 | |
Выручка | $50.557 | $75.872 | $58.010 |
Чистая прибыль | $10.516 | $18.361 | $13.569 |
Как видим, по сравнению с прошлым годом общая выручка снизилась на 13%, а чистая прибыль — на 22%. Структура выручки в этих периодах выглядит следующим образом (в тыс. штук):
I кв. 2016 | IV кв. 2014 | I кв. 2015 | Изменение за квартал | Изменение за год | |
iPhone | 51,193 | 74,779 | 61,170 | -32% | -16% |
iPad | 10,251 | 16,122 | 12,623 | -36% | -19% |
Mac | 4,034 | 5,312 | 4,563 | -24% | -12% |
(в млрд.):
I кв. 2016 | IV кв. 2015 | I кв. 2015 | Доля в I кв. 2016 | |
iPhone | $32.857 | $51.635 | $40.282 | 65.0% |
iPad | $4.413 | $7.084 | $5.428 | 8.7% |
Mac | $5.107 | $6.746 | $5.615 | 10.1% |
iTunes, App Store | $5.991 | $6.056 | $4.996 | 11.9% |
iPod, TV, Watch | $2.189 | $4.351 | $1.689 | 4.3% |
Из этих данных следует, что с прошлого года упали продажи не только iPhone — существенный спад переживают Mac и особенно iPad (впрочем продажи последних падали весь 2014 и 2015 — на 21-22% ежегодно). Причем в денежном выражении продажи смартфонов снизились даже больше (18%), чем в натуральном (16%).
С другой стороны, почти на $1 млрд. выросла выручка по iTunes и App Store (что вполне естественно по причине растущего парка iOS-устройств), и на $0.5 млрд. — остальных, помимо iPhone и iPad, мобильных устройств (включая Apple Watch). Впрочем, по меркам 50-миллиардной квартальной выручки это незначительные цифры.
Ниже приводится статистика общей выручки по регионам:
I кв. 2016 | IV кв. 2015 | I кв. 2015 | Доля в I кв. 2016 | |
Америка | $19.096 | $29.325 | $21.316 | 37.8% |
Европа | $11.535 | $17.932 | $12.204 | 22.8% |
Китай | $12.486 | $18.373 | $16.823 | 24.7% |
Япония | $4.281 | $4.794 | $3.457 | 8.5% |
Остальные страны | $3.159 | $5.448 | $4.210 | 6.2% |
Наиболее заметным в этой статистике стало снижение доли продаж, которые приходятся на самый перспективный для Apple рынок, Китай — год назад она составляла 29%.
Что касается расходов компании, то в наиболее интересной нам части, R&D (аналог нашего НИОКР) в I кв 2016 они составили $2.5 млрд. — по сравнению с $1.9 млрд. год назад и $2.4 млрд. в предыдущем квартале. При этом накопления Apple на банковских счетах и в ценных бумагах достигли рекордного значения в $234 млрд. Они позволили поднять сумму в программе обратного выкупа до $250 млрд. С августа 2012 по март 2016 Apple уже выкупила у своих акционеров акций на сумму $117 млрд.
Текущая рыночная капитализация Apple (биржевая стоимость всех её акций) составляет $578.6 млрд. Для сравнения у Google (Alphabet) — $498.2 млрд., а Microsoft — $404.3 млрд.
Таким образом, Apple по-прежнему остается богатейшей и самой успешной в мире компанией. Но прозвучавший после публикации финансовой отчетности за IV кв 2015 тревожный сигнал стал намного отчетливее. Если тогда рост продаж iPhone прекратился, то сейчас они уже падают — и весьма существенно. Более того — руководство прогнозирует дальнейшее снижение продаж: во II кв 2016 выручка Apple ожидается в размере $41-43 млрд. Для сравнения за аналогичный период 2015 года она составила $49.6 млрд., т.е. дальнейший спад оценивается на уровне 13-17%.
Конечно, немалую роль во всем этом играют кризис и снижение курсов национальных валют во многих странах, возможное насыщение рынка смартфонами (как это ранее произошло с планшетами), а также растущая конкуренция со стороны китайских производителей. Но для компании, которая за несколько лет сумела вырасти в несколько раз за счет нового для себя бизнеса, это слабое утешение — от неё ждут нового чуда, каким в 2007 году стал iPhone.