Кто и как будет отвечать за ошибки беспилотных автомобилей?
По мере появления новостей об очередных достижениях беспилотных систем в автомобилях (прежде всего — выпущенной на днях бета-версии Tesla FSD 10), люди все чаще задаются вопросами о юридической ответственности за решения, принятые автопилотом. В настоящее время её несет исключительно водитель, поскольку даже в Tesla прочно пребывают на 2-м уровне автопилота, требуют от его пользователей держать руки на руле и внимательно следить за дорогой. Но вполне очевидно, что рано или поздно автопилот достигнет 3-го, затем 4-го и наконец 5-го уровня, который даже руля в автомобиле не предусматривает. Кто же будет отвечать за последствия в случае допущенных автопилотом ошибок?
Пожалуй надо начать с того, что идеальной техники не бывает — начиная с серьезных ошибок, допущенных при проектировании реакторов Чернобыльской АЭС и заканчивая ничтожной, но все же вероятностью отказа двигателя в самолете. Однако даже в случае допущенных ими ошибок проектировщики не несут уголовной ответственности, если не доказано, что причиной был умысел или халатность. В случае с автопилотом дела обстоят аналогичным образом — сначала его создают и тщательно тестируют разработчики, затем он проходит сертификацию в регулирующих органах и только после этого допускается к эксплуатации. Но это не отменяет финансовой ответственности в форме компенсации за жертвы или увечья в случае аварии — и в этом отношении автопилот также не должен стать исключением.
С моей точки зрения наилучшим решением станет создание страхового фонда, куда будут делать отчисления правообладатели автопилота, и из которого будут получат возмещение пострадавшие от его ошибок. Попробуем рассчитать размер как самого фонда, так и выплачиваемых из него возмещений. По данным Nikkei, в 2020 было продано 78.5 млн автомобилей. Подозреваю, что ко времени релиза полноценного автопилота во всем мире продажи заметно вырастут, поэтому это число можно смело округлить до 100 млн шт. При этом разумно исходить из того, что пользование автопилотом станет повсеместным и обязательным. Сегодня с каждого проданного автопилота (который на самом деле не совсем автопилот) Tesla зарабатывает $10 тыс единовременно или по $200 в месяц. С учетом неизбежной конкуренции и снижения цен я предлагаю ограничиться единовременной выплатой $1000 в пользу разработчика с каждого автомобиля, на котором установлен автопилот. Сюда не входит стоимость камер, радаров, лидаров и тому подобного оборудования — речь идет исключительно о вознаграждении правообладателям программного обеспечения, в котором могут быть допущены ошибки. Если из этих $1000 в страховой фонд будет удержано $100, то с учетом общего количества проданных автомобилей ежегодные отчисления составят $10 млрд. Эту сумму можно разделить, например, на две части: $5 млрд тем, чьему здоровью и трудоспособности был причинен ущерб, и $5 млрд — семьям погибших. По данным ВОЗ, ежегодно в ДТП гибнет около 1.3 млн человек — предположим, что тотальное внедрение автопилота сократит это число до 100 тыс. Тогда только возмещение на одного погибшего составит $50 тыс.
Конечно, в реальной действительности такой сценарий маловероятен — если страховым фондом и воспользуются, то почти наверняка в разных странах он будет разным. Если вообще будет — особенно когда речь идет о бедных и развивающихся странах. Между тем на них, по данным ВОЗ, приходится больше 90% мировой статистики жертв ДТП. А например в США, где за 2020 было продано 14.46 млн автомобилей (18.4% от мировых продаж), в том же году в ДТП погибли 38.7 тыс человек (3%). Но даже с учетом всех этих ограничений, применение страхового фонда для компенсации ущерба представляется мне наилучшим решением проблемы ответственности за допущенные автопилотом ошибки.