Хьюстон, у нас проблема: SpaceX на грани банкротства

Наши коллеги из Space Explored (блог, принадлежащий ресурсу 9to5Mac) и CNBC (американский новостной телеканал) опубликовали фрагменты оказавшегося в их распоряжении электронного письма, которое, как утверждают источники, накануне последних выходных персоналу возглавляемой им компании SpaceX разослал Илон Маск. Ниже полностью приводятся все опубликованные фрагменты:

К сожалению, кризис производства Raptor гораздо серьезнее, чем казалось несколько недель назад. По мере того, как мы изучали проблемы после ухода предыдущего высшего руководства, они, к сожалению, оказались гораздо серьезнее, чем сообщалось. Подсластить пилюлю нет никакой возможности.

Я собирался взять выходные, впервые за долгое время, но вместо этого буду на [сборочной] линии Raptor всю ночь и все выходные.

Если у вас нет важных семейных дел и проблем с возвращением в Хоторн, нам понадобятся все силы, чтобы оправиться от того, что, откровенно говоря, является катастрофой.

Последствия для SpaceX, если мы не сможем произвести достаточно надежных Raptor, заключаются в том, что мы не сможем летать на Starship. Это означает, что мы не сможем запускать спутники Starlink v2 (Falcon [9] не имеет ни объема, ни массы, необходимых для вывода на орбиту спутника v2). Спутник v1, сам по себе, финансово слаб, в то время как v2 — крепок.

Кроме того, мы наращиваем производство терминалов до нескольких миллионов единиц в год, что потребует огромных капиталовложений, предполагая, что спутник v2 будет на орбите для удовлетворения спроса на пропускную способность. В противном случае эти терминалы будут бесполезны.

Все сводится к тому, что нам грозит реальный риск банкротства, если в следующем году мы не сможем обеспечить частоту полетов Starship хотя бы раз в две недели.

Спасибо,

Илон

Упомянутый в письме уход предыдущего высшего руководства по всей видимости относится к трем топ-менеджерам, недавно уволеным из SpaceX. В частности это Уилл Хелтсли (Will Heltsley), вице-президент по разработке и производству двигателей Raptor для Starship (работал в компании с 2009) — он был снят с проекта по причине отсутствия прогресса. Его место занял Джекоб Макензи (Jacob McKenzie), работающий в SpaceX уже 6 лет. В числе других уволенных — Ли Розен (Lee Rosen), вице-президент по миссиям и пусковым операциям (работал в SpaceX с 2013), а также Рики Лим (Ricky Lim), старший директор по миссиям и пусковым операциям (работал в SpaceX с 2008 года).

Помимо грянувшего как гром среди ясного неба сообщения о возможном банкротстве SpaceX, внимание на себя обращает новость о главном назначении Starship — оказывается, что самая тяжелая в мире ракета-носитель предназначена прежде всего для вывода на орбиту спутников Starlink 2-го поколения. Хотя, конечно, нельзя исключать и того, что сначала для полетов на Луну и Марс был задуман Starship, а уже потом под него был спроектирован Starlink v2. Из письма Маска следует, что новые спутники более рентабельны, но не могут быть выведены на НОО при помощи Falcon 9. И поскольку SpaceX планирует расширять абонентскую базу (которая сегодня насчитывает 140 тыс пользователей) на несколько миллионов в год, скорейшие полеты Starship становятся необходимым условием для успешной реализации проекта по покрытию Интернетом всей поверхности Земли.

Впрочем, в этой истории остаются два больших вопроса. Во-первых, не вполне ясна природа проблем двигателей Raptor — они связаны с разработкой или массовым серийным производством? С одной стороны, в письме упоминается кризис производства, а с другой говорится о необходимости выпуска достаточно надежных Raptor. Какое количество Starship требуется SpaceX для полного развертывания на НОО спутниковой группировки Starlink пока непонятно. С одной стороны, Starship рассчитан на 100-кратное использование. Ранее сообщалось, что предпочтительная конфигурация Starlink 2-го поколения предполагает 29,988 спутников на девяти уровнях высоты, от 340 до 614 км. Из чисто гипотетического расчета 100 спутников за «рейс», Starship потребуется 300 полетов — и соответственно 3 экземпляра Starship. При полетах раз в две недели, спутниковая группировка будет прирастать по 2.4 тыс спутников в год. С таким количеством вполне справится рассчитанный на 100 полетов Starship, поэтому рискну предположить, что нынешняя проблема SpaceX связана не с серийным производством Raptor, а с их разработкой — пока двигатели недостаточно надежны для многократного использования. В пользу этой версии говорит и то, что массовый выпуск двигателей, которые не успели себя хорошо зарекомендовать в десятках испытательных полетов Starship, явно преждевременен.

Во-вторых, вызывает недоумение угроза банкротства всей компании в случае задержки или пусть даже провала одного отдельно взятого проекта SpaceX. На сегодня это самая успешная космическая компания в мире, оцениваемая в $100 млрд. Первые ступени Falcon 9 летали уже по десять раз — чего нет и пока не предвидится ни у кого больше. Как уже рассказывал Gadgets News, такая многоразовость позволяет сократить себестоимость полетов Falcon 9 до $10 млн — при том, что в настоящее время за вывод на НОО 15.6 т полезной нагрузки SpaceX получает не меньше $50 млн. Конечно не исключено, что расходы на разработку и испытания Starship значительно перекрывают прибыль от орбитальных запусков Falcon 9. Вместе с тем трудно представить, чтобы такая успешная компания не удержалась на плаву благодаря вмешательству американского государства, частных инвесторов и наконец самого Илона Маска, богатейшего человека на планете. Поэтому вполне вероятно, что разосланное им письмо было попыткой мотивировать команду SpaceX трудиться с еще большей самоотдачей.