Tesla: как менялись финансовые показатели в 2017-2021

Прошлой ночью вышла финансовая отчетность Tesla за 4 кв 2021 и соответственно весь 2021 год, который в компании именуют не иначе как прорывным. Поэтому мы можем в цифрах проследить головокружительный успех производителя самых модных в мире электромобилей ($ млн):

20172018201920202021
Продажи автомобилей (шт)103,181
245,506
(2.4x)
367,656
(1.5x)
499,647
(1.4x)
936,222
(1.9x)
Выручка общая11,759
21,461
(1.8x)
24,578
(1.1x)
31,536
(1.3x)
53,823
(1.7x)
в т.ч. выручка от продажи автомобилей9,64218,51520,82127,23647,232
в т.ч. квоты на производство электромобилей, полученные от недобравших эти квоты производителей3604195941,5801,465
Средняя цена автомобиля (в скобках — процент от средней цены в 2017)$93.4 тыс
$75.4 тыс
(81%)
$56.6 тыс
(61%)
$54.5 тыс
(58%)
$50.4 тыс
(54%)
Чистая прибыль (убыток) 1(1,495)
(227)
36
2,455
(68x)
7,640
(3x)
Запасы денежных средств и их эквивалентов (на конец года)3,368
3,686
(1.1x)
6,268
(1.7x)
19,384
(3.1x)
17,576
(-9%)

1 non-GAAP, т.е. без учета вознаграждения руководству, выплачиваемого акциями компании

Во 2-й пол 2021 средняя себестоимость проданных автомобилей снизилась до примерно $36 тыс — при средней цене реализации $50 тыс. В 2020 на Tesla Battery Day Илон Маск объявил о планах выпустить полностью беспилотный электромобиль ценой $25 тыс, объяснив такое радикальное снижение цены сокращением наполовину стоимости батарей. Для сравнения, в настоящее время самая недорогая версия Model 3 в США продается за $45 тыс. Однако на телеконференции, посвященной свежей отчетности, глава Tesla сообщил, что сейчас модель с ценником $25 тыс не разрабатывается. Комментарий Маска на эту тему прозвучал довольно двумысленно:

Это вроде как неправильный вопрос. Что действительно важно, так это когда автомобиль станет автономным. Я думаю, что в тот момент, когда он станет автономным, стоимость транспорта снизится, не знаю, в четыре или пять раз.

Скорее речь идет о стоимости пользования беспилотным транспортом — появление стопроцентного автопилота, по мнению Маска, не за горами:

Я буду шокирован, если в этом году мы не достигнем полного автопилота — более безопасного, чем человеческое вождение. Я буду шокирован.

Кстати, количество автомобилей с бета-версией автопилота выросло в США с пары тысяч в 3 кв 2021 до 60 тыс в 4 кв 2021 (на 2.34 млн проданных с 2012 электромобилей Tesla, т.е. 2.6%).

В этом году не приходится рассчитывать и на начало производства пикапа Cybertruck — в лучшем случае оно состоится в следующем. Это связано с нежеланием распылять ресурсы — главной задачей компании является наращивание масштабов производства Model 3 и Model Y. Что касается грузовиков Semi, то по всей видимости их серийный выпуск скоро начнется — фото сверху было опубликовано в сегодняшней отчетности.

Любопытно, что самым приоритетным проектом этого года Илон Маск назвал человекоподобного робота Tesla Bot — или как он сейчас называется, Optimus:

Я думаю, что со временем Tesla Optimus имеет шанс стать более значительным бизнесом, чем автомобили. Если вы думаете об экономике, то основа экономики — это труд. Оборудование — это чистый труд. Что же произойдет, если нет дефицита рабочей силы? Я не уверен, что понимаю суть экономики в такой ситуации. Вот что такое Optimus. Так что [это] очень важно.

Первое применение Tesla Optimus должен найти на заводах Tesla. «Если мы не можем найти ему применение, то не следует рассчитывать, что это сделают другие», сказал Маск. От себя рискну предположить, что если амбициозный проект по созданию человекоподобного робота будет Tesla когда-нибудь реализован, то вполне сможет найти применение в космосе (подробнее см. публикацию Какого бизнеса недостает Илону Маску).