Итоги 2020 года и новогоднее поздравление от Gadgets News

Вот и заканчивается 2020 год, последний год второго десятилетия 21 века. Он войдет в историю как год эпидемии COVID-19, унесшей за это время почти 2 млн жизней, а также сопутствующего ей тяжелейшего экономического кризиса. Но это не отменяет интересных событий, о которых мы рассказывали в своем блоге и хотели бы напомнить его читателям.

Начнем с самого значительного для компьютерной индустрии — начавшегося в этом году перехода компании Apple на собственные процессоры в ноутбуках и настольных ПК и релиза её впечатляющего высокой производительностью и умеренным энергопотреблением чипа M1. Это историческое событие, поскольку впервые за последние полтора десятилетия приходят по-настоящему массовые ПК с процессорами на архитектуре ARM. До сих пор в этом сегменте почти безраздельно доминировала архитектура x86. Редкое исключение составляют ноутбуки и планшеты с операционной системой Windows 10 ARM, а также некоторые модели с Chrome OS. Продажи первых, очевидно, совсем незначительны, а доля последней (куда в основном входят модели на x86), по данным StatCounter — 1.92%. Для сравнения, доля macOS (операционной системы Apple для ноутбуков и десктопных ПК) — 16.54%. Едва ли примеру Apple в аналогичных масштабах в ближайшие годы последуют другие компании — это единственная корпорация, которая, благодаря своим огромным ресурсам, может позволить себе разработку как десктопной операционной системы, так и процессоров для неё. Но и одной только дихотомии x86/Windows vs ARM/macOS достаточно, чтобы констатировать полномасштабный приход архитектуры ARM на рынок ноутбуков и десктопных ПК.

Вторым по значимости событием я бы назвал долгожданный релиз игровых консолей PlayStation 5, Xbox Series X и Xbox Series S. Напомним, что эксклюзивы для старших версий PlayStation 4 и Xbox One не выпускались, поэтому разработчики игр фактически ориентировались на уровень моделей 2013 года — 1.31 и 1.84 TFLOPS. Новые ГПУ с 10.28 и 12.16 TFLOPS — это большой шаг вперед. Также консоли нового поколения получили гораздо более производительное ЦПУ и высокоскоростной SSD. В сочетании с технологиями Nanite и Lumen (на PlayStation 5) всё это позволяет поднять качество графики на более высокий уровень с почти кинематографическим реализмом. Впрочем, как уже рассказывал Gadgets News, таких игр стоит ждать не раньше 2022 года.

Большим событием в индустрии компьютерных игр стал релиз семейства видеокарт Radeon RX 6000 от AMD. Впервые за последние годы это были модели топового уровня, способные составить конкуренцию вышедшим чуть раньше GeForce RTX 30 компании Nvidia (хотя отчасти это было обусловлено преимуществом техпроцесса TSMC 7 нм перед Samsung 8 нм). Безусловным успехом AMD стал и релиз семейства Ryzen 5000, первых процессоров с микроархитектурой Zen 3 — по сравнению с Zen 2 число операций за такт увеличилось на 19%. Что касается Intel, то она наконец сподобилась выпустить процессоры с по-настоящему (в отличие от семейства Ice Lake) 10-нм техпроцессом (SuperFin), правда пока только для ноутбуков — семейство Tiger Lake.

События в космонавтике в своем блоге мы охватываем достаточно избирательно — почти всецело они касаются «модной» компании SpaceX. Но было бы несправедливо не упомянуть такие исторические события как успешное завершение в декабре 6-летней миссии японского зонда «Хаябуса-2», доставившего на Землю образцы грунта с астероида Рюгу, а также миссии китайского аппарата «Чанъэ-5», который пополнил коллекцию лунного реголита впервые после 40-летнего перерыва. Что касается самого успешного и многообещающего космического стартапа, то копилка достижений SpaceX пополнилась следующими:

  • Космический корабль Dragon 2 выполнил два полета на МКС с астронавтами на борту. Таким образом SpaceX не только прекратил 9-летнюю монополию Роскосмоса на отправку людей на МКС, но и стал первой в истории частной компанией, построившей и запустившей в космос пилотируемый космический корабль;
  • Первая ступень ракеты-носителя Falcon 9 дважды (B1049-7 и B1051-7) выполнила семь успешных взлетов и посадок, окончательно доказав свою многоразовость;
  • За год SpaceX выполнила 14 из 15 состоявшихся на сегодня запусков партии из 60 спутников Starlink, доведя таким образом численность группировки до 900 (не считая еще 60 тестовых спутников);
  • Общее число орбитальных полетов SpaceX в 2020 составило 25 — против 17 у Роскосмоса;
  • В 2020 состоялись первые летные испытания прототипов сверхтяжелой полностью многоразовой ракеты Starship — два успешных полета на высоту 150 м и один частично успешный полет на высоту 12.5 км. Из-за низкого давления в топливном напорном баке ракета при посадке затормозила недостаточно быстро и взорвалась

Не менее успешным 2020 оказался и для другой возглавляемой Илоном Маском компании. По его словам, 3 кв 2020 стал лучшим кварталом в истории Tesla. По сравнению с предыдущим, продажи автомобилей и общая выручка выросли примерно в полтора раза, чистая прибыль — почти вдвое (достигнув $874 млн), а запасы денежной наличности — почти на 70%. Сегодня капитализация Tesla составляет $657 млрд, а её акции котируются на уровне $693 — при том, что в начале года стоили $130. Таким образом, инвесторы оценивают Tesla дороже, чем Toyota ($218 млрд), Volkswagen (€82 млрд), Audi ($82 млрд), Daimler (€62 млрд), BMW (€47 млрд), Honda ($49 млрд), Hyundai ($40 млрд), Ford ($35 млрд) и похоже весь остальной мировой автопром вместе взятые. Это может показаться абсурдным с учетом заявленной Tesla планки производства в 500 тыс автомобилей за 2020 год — на фоне 92 млн, выпущенных мировым автопромом в 2019. Но как уже рассказывал Gadgets News, инвесторы оценивают не столько текущее состояние компаний, сколько их потенциал. А будущее Tesla как производителя беспилотных электромобилей явно внушает инвесторам оптимизма больше любой другой компании.

Стоить отметить и скромные достижения индустрии смартфонов, которым посвящена большая часть наших публикаций. Лучше остальных эти достижения олицетворяет Huawei Mate 40 Pro+, оснащенный 5-модульной камерой с 17-кратным оптическим зумом — фото- и видеосъемка на смартфонах развивается особенно быстро. А вот гибкие дисплеи трендом пока не стали, равно как и спрятанные под дисплеем фронтальные камеры — возможно и те, и другие получат большее распространение в следующем году.

Такими событиями запомнился авторам Gadgets News уходящий год. Мы желаем вам, что в нём остались все неприятности, а 2021 принёс только радость и счастье. С наступающим Новым годом и Рождеством!