Oculus Quest: еще одно автономное устройство виртуальной реальности

Oculus Quest-2

Вчера на мероприятии Oculus Connect 5 были представлены очередные очки виртуальной реальности, Oculus Quest. Главной особенностью устройства стала автономность — оно не требует подключения к ПК и задействует собственный процессор. Как сообщается на сайте компании, «Oculus Quest — это первая в мире игровая система «всё в одном», созданная специально для виртуальной реальности. Теперь можно играть практически где угодно«.

При цене в $400 и анонсированных год назад Oculus Go за $200, также работающих автономно, может возникнуть впечатление, что новинка будет иметь десктопную производительность — но не тут-то было. Как сообщают наши коллеги из Ars Technica, помимо дисплея с суммарным разрешением 1440×3200, в Oculus Quest установлен процессор Snapdragon 835 (его можно встретить в большинстве топовых смартфонов 2017 года). Очки имеют шесть степеней свободы и при помощи установленных на них четырех камер отлеживают движения пользователя в пространстве (в подключаемых к ПК Oculus Rift для этого используются внешние камеры). В рамках презентации была устроена демонстрация, где несколько человек сыграли в зомби-шутер Dead & Buried в помещении площадью 370 квадратных метров.

Для сравнения, у автономных Oculus Go дисплей с общим разрешением 1440×2560, процессор Snapdragon 821 (топовые смартфоны 2016 года), три степени свободы, а движение отслеживается только у головы.

Oculus Quest-1

С учетом того, что продажи Oculus Quest стартуют весной 2019, к тому времени топовым процессором в смартфонах будет Snapdragon 855. Таким образом, новые очки виртуальной реальности Oculus получат процессор, на два поколения отстающий от времени своего релиза и значительно уступающий по быстродействию Samsung Gear VR на базе будущего Galaxy S10. Между прочим, тем же процессором оснащены и прошлогодние HTC Vive Focus. Чем обусловлена такая скромная конфигурация, в сочетании с ценой как у стационарного Oculus Rift и претензиями на первую в мире игровую систему «всё в одном», созданную специально для виртуальной реальности, пока непонятно.

Oculus Quest controlers

Выступивший на презентации Майкл Абраш, ведущий разработчик Oculus, поделился своим видением ближайшего будущего виртуальной реальности. Его предыдущий прогноз был озвучен на Oculus Connect 3 (2016) и касался 2021 года. К тому времени, по тогдашнему мнению Абраша, в очках виртуальной реальности реализуют следующие технологии:

  • разрешение 4K на каждый глаз
  • угол обзора 140° (что может потребовать примения особых линз)
  • плотность в 30 пикселей на один градус (следствие первых двух пунктов)
  • возможность фокусировки на виртуальных объектах, расположенных на расстоянии 25 см и дальше
  • выделенный рендеринг (когда динамически генерируется именно та область изображения, на которую в данный момент смотрит пользователь)
  • окулография (отслеживание глаз, т.е. определение координат взора)
  • эффект распространения, отражения и преломления звука в пространстве
  • аватары с кинематографической реалистичностью

На Oculus Connect 5 Майкл Абраш внес в этот прогноз некоторые поправки. По его словам, угол обзора в 140° был реализован в прототипе Half-Dome. В нем применяется фокусировка на виртуальных объектах на расстоянии от 25 см, а также отслеживание глаз. Правда, в более качественном исполнении оно ожидается в ближайшие 4 года, т.е. не позднее 2022. В том же году, согласно уточнениям Абраша, в очках виртуальной реальности появится выделенный рендеринг. А возможность для создания аватаров с кинематографической реалистичностью, по словам Абраша, уже существует. В подтверждение на презентации продемонстрировали два видео с «говорящей головой», практически неотличимых друг от друга: одна из них была настоящей, а другая — компьютерной анимацией.

От себя добавлю, что уже сейчас существуют и другие технологии, упомянутые Майклом Абрашом. Так, например, год назад был запущен стартап по выпуску очков Pimax 8K, чей дисплей имеет разрешение 4K на каждый глаз, а угол обзора — целых 200°. Еще раньше финская компания Varjo обещала выпустить до конца прошлого года дисплей с разрешением 70 мегапикселей на глаз (для сравнения 4K — 8.3 мпс), которое реализуется как раз посредством окулографии.

С использование материалов OculusArs Technica, The Verge